Ежегодно организации предоставляют в ИФНС отчёты, которые отражают ключевые показатели и результаты деятельности. Однако, в этой информации заинтересованы не только государственные органы, но и банки, инвесторы, контрагенты и прочие лица.
В этой статье вы узнаете, что такое финансовая, бухгалтерская отчётность, как часто предприятия предоставляют бланки в налоговую инспекцию и каким критериям должны соответствовать документы.
Для чего нужна бухгалтерская и финансовая отчётность
Финансовая и бухгалтерская отчётность (ФиБО) — это сведения о материальном положении организации и финансовых результатах деятельности. Она показывает, как изменились ключевые показатели предприятия за несколько периодов, какие проблемы испытывает организация и по каким величинам исчислять бюджетные обязательства.
ФиБО выполняет две задачи:
- доказывает, что организация верно рассчитала налоги;
- отражает финансовое состояние, платёжеспособность и прибыльность.
Первая задача актуальна для налоговой службы. Инспекторы проверяют правильность расчётов и полноту выполнения бюджетных обязательств.
Вторая задача актуальна для широкого спектра пользователей. Например, для банков, которые рассматривают кредитование предприятия. Или поставщиков, у которых фирма запросила сырьё с отсрочкой платежа. Анализ показателей позволяет принять взвешенное решение и избежать сотрудничества с неблагоприятными контрагентами.
Также на основе ФиБО формируют управленческую отчётность. Она похожа на бухгалтерскую и финансовую отчётность, но предназначена исключительно для внутреннего использования. Разрешено произвольно менять её состав — например, дополнять сведениями, которые нужны для объективных управленческих решений.
Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы автоматизировать составление бухгалтерской и финансовой отчётности. Система агрегирует данные за прошедший период и в несколько кликов заполняет бланки, которые можно направить в ИФНС или другим заинтересованным лицам. Вы справитесь без штатного бухгалтера и сократите расходы на фонд оплаты труда.
Виды бухгалтерской отчётности
Бухгалтерская, финансовая отчётность юридических лиц делится на две категории:
- полная — включает все формы, строгие требования к данным, повышенная детализация;
- упрощённая — укороченный состав отчётов, чтобы упростить заполнение и позволить сэкономить на штатном бухгалтере.
Вторая категория доступна организациям, выручка которых за прошлый год не превысила 800 миллионов рублей, а среднесписочная численность сотрудников — 100 человек. Также обязательно соответствие хотя бы одному критерию из подпункта 1.1 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ.
Выделяют классификации по другим признакам:
- По периодичности составления: промежуточная и годовая.
- По назначению: внешняя и внутренняя.
- По степени обобщения: первичная и консолидированная.
Что входит в состав полной бухгалтерской отчётности
Полная бухгалтерская отчётность состоит из пяти форм:
Актуальные формы утверждены приказом Министерства финансов РФ от 2 июля 2010 года № 66н. Для некоторых отраслей предусмотрены другие бланки — например, для страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов.
Если предприятие формирует промежуточные отчёты для внутреннего использования, обычно заполняют бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах. Этих данных достаточно, чтобы оперативно оценить финансовое положение предприятия. Также возможно формирование иных отчётов, которые утверждены учётной политикой.
Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы взять под контроль бухгалтерский и налоговый учёт организации. Система автоматизирует рутинные операции, проверяет достоверность исходных сведений и дает ценные подсказки. Вы справитесь с задачей без штатного бухгалтера, сократите расходы на фонд оплаты труда и быстрее достигнете стратегических целей.
Из чего состоит упрощённая бухотчётность
Упрощённая бухгалтерская и финансовая отчётность организации состоит из баланса и отчёта о финансовых результатах. Бланки утверждены приказом Министерства финансов РФ от 2 июля 2010 года № 66н, но компаниям разрешено создавать индивидуальные формы с закреплением в учётной политике.
Ключевое отличие от полной бухотчётности — отсутствие детализации. Сведения отражают по группам статей. Таких данных не всегда хватает для оценки финансового состояния и принятия объективных управленческих решений. Поэтому разрешено отказываться от упрощённой формы и заполнять ФиБО в полном объёме.
Даже если организация соответствует критериям применения упрощённой бухгалтерской отчётности, её нельзя использовать:
- предприятиям, чья отчётность подлежит аудиту;
- жилищным и жилищно-строительным кооперативам;
- кредитным кооперативам;
- микрофинансовым организациям;
- и другим юридическим лицам, которые указаны в пятом пункте шестой статьи Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ.
Периодичность составления отчётности
Для налоговой инспекции ФиБО составляют раз в год — за период с 1 января по 31 декабря. Предварительно инвентаризируют имущество и обязательства, чтобы в отчётах отразить достоверные сведения. Заполненные бланки сдают до 31 марта года, следующего за истёкшим.
Частные ситуации:
- Предприятие создано после 30 сентября. Тогда отчётный период — до 31 декабря следующего года. Однако, по собственному желанию фирме разрешено сдать ФиБО за период с дня создания до 31 декабря текущего года.
- Компания проходит ликвидацию. В ИФНС направляют отчёты за период с 1 января по день внесения сведений о ликвидации в ЕГРЮЛ.
Отчётность сдают только в электронном виде — через систему электронного документооборота или интерактивный сервис ФНС. Данные направляют в ИФНС по месту регистрации. Если предприятие работает с государственной тайной, дополнительно отчёты направляют в территориальное отделение органа статистики.
Периодичность формирования отчётности для внутреннего использования, банков, инвесторов, контрагентов и других третьих лиц не регламентирована. Например, для анализа результатов деятельности и принятия управленческих решений бухотчётность разрешено формировать и ежеквартально, и ежемесячно.
Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы не нарушить сроки сдачи бухгалтерской и финансовой отчётности. Система напомнит о приближающихся сроках и упростит электронную подачу сведений в налоговую инспекцию. Это защитит от крупных штрафов и проверок, которые нарушают стабильность деятельности предприятия.
Аудит бухгалтерской отчётности
Для некоторых организаций обязателен аудит бухгалтерской отчётности. Его проводят, чтобы убедиться в достоверности сведений и соблюдении законодательных норм при формировании отчётов.
Результаты аудиторской проверки предоставляют:
- акционерные общества;
- предприятия, чьи ценные бумаги допущены до торгов;
- фирмы, у которых годовая выручка превышает 800 миллионов рублей и/или величина активов больше 400 миллионов рублей;
- и другие компании, указанные в пятой статье Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ.
Заключение аудиторской проверки сдают в ИФНС вместе с бухгалтерской отчётностью или в течение 10 рабочих дней с момента её предоставления.
Порядок заполнения бухгалтерской финансовой отчётности
Первый этап формирования отчётов проводят в течение года. Во-первых, бухгалтер собирает информацию о хозяйственной деятельности предприятия. Для этого контролируют отгрузки, оказание услуг, выполнение работ, закупки, собирают и проверяют первичную документацию.
Во-вторых, данные распределяют по бухгалтерским регистрам и проверяют соответствие аналитического и синтетического учёта. Комплекс мероприятий обеспечивает полноту и достоверность информации, на основе которой составляют итоговые отчёты.
Второй этап — подготовка основы для заполнения отчётов по итогам года. Ответственные специалисты проводят инвентаризацию, чтобы выявить и устранить ошибки, а затем закрыть счета учёта. По завершении списывают полученную прибыль.
Заключительный этап — заполнение форм с соблюдением следующих правил:
Не хотите тратить время на изучение нюансов формирования бухгалтерской отчётности? Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы делегировать полномочия автоматизированной системе. Она самостоятельно заполнит бланки и укажет на возможные ошибки в исходных данных. Вы сэкономите на бухгалтере и избежите крупных штрафов.
Основные нюансы и правила оформления финансовой отчётности
Требования к ФиБО установлены статьей 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ:
- Достоверность — данные из отчётов должны соответствовать реальности. Поэтому перед заполнением форм всегда проводят инвентаризацию, чтобы определить точное количество основных средств, запасов, долгов и т. п.
- Существенность — бланки должны включать показатели, которые влияют на качество, объективность управленческих решений и правильность расчёта налогов.
- Полезность — информация должна быть уместной, надёжной, сравнимой и своевременной.
- Полнота — отчёты должны содержать информацию обо всех показателях без пропусков.
- Нейтральность — сведения предоставляют в виде, который не позволяет манипулировать решениями заинтересованных лиц.
- Последовательность — от года к году используют одинаковые формы. Изменения возможны в редких случаях — например, кардинальная смена направления деятельности.
За формирование ФиБО отвечает бухгалтерия. Но закон не запрещает делегировать задачу другим сотрудникам или аутсорсинговым организациям.
Таким образом, бухгалтерская и финансовая отчётность — набор важных документов, которые отражают правильность исчисления налогов, финансовое состояние и платёжеспособность предприятия. Документы составляют для ИФНС, банков, инвесторов, контрагентов и внутреннего использования. Отчёты упрощают анализ результатов деятельности и принятие верных управленческих решений.
Малому бизнесу доступен упрощённый формат ФиБО. Он состоит из баланса и отчёта о финансовых результатах. Предприятия не обязаны детализировать сведения — достаточно отражать данные по группам статей. Применение упрощённой формы позволяет сократить расходы на штатных сотрудников, которые занимаются подготовкой документов.
Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы снять с себя обязанность формирования бухгалтерской и финансовой отчётности. Система автоматизирует заполнение бланков, укажет на возможные ошибки и напомнит о сроках передачи информации в налоговую инспекцию. Вы справитесь с задачей за 10-15 минут и избежите крупных штрафов, которые способны нарушить финансовую стабильность бизнеса.