У бюджетных организаций получение прибыли — не первостепенная задача. Предприятия нацелены на удовлетворение социальных потребностей населения в медицине, науке, досуге и других областях. Их бухгалтерский учёт отличается от стандартного, так как источник финансирования — государство.
В этой статье вы узнаете, какой порядок бухгалтерского учёта бюджетных средств действует в 2023 году, на какие нюансы обращать внимание в первую очередь и по какому принципу формировать проводки.
Ведение учёта в бюджетных организациях
Бюджетные (государственные или муниципальные) организации (БО) — это предприятия, которые финансируются из федерального бюджета. Несмотря на причастность к госбюджету, бухгалтерский учёт в бюджетных организациях не отменён и отличается от привычного порядка для коммерческих фирм.
БО делят на три категории:
- Бюджетные (БУ) — определены Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ. Выполняют функции в области науки, образования, медицины, досуга и других социально важных сферах.
- Автономные (АУ) — определены Федеральным законом от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ. Функции аналогичны бюджетным учреждениям.
- Казённые (КУ) — определены Бюджетным кодексом РФ, который утверждён Федеральным законом от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ. К ним относятся органы МВД, ФСБ, исправительные учреждения, контролирующие органы и другие.
Чем отличаются БУ, АУ и КУ:
Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы автоматизировать бухгалтерский учёт в любой организации. Система распределит данные по счетам, подготовит отчёты для ФНС и напомнит о сроках сдачи. Сэкономьте на зарплате штатного бухгалтера и ускорьте развитие бизнеса.
Особенности бухучёта в бюджетных учреждениях
Бюджетные организации соблюдают общие принципы бухгалтерского учёта, которые установлены Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ:
- учёт ведут все юридические лица;
- руководитель ответственен за действия бухгалтерии;
- компании составляют учётную политику в соответствии с организационными и отраслевыми особенностями;
- хозяйственные операции фиксируют в первичных документах, откуда информацию переносят в регистры бухгалтерского учёта;
- компании регулярно пересчитывают активы и обязательства, чтобы предотвратить расхождения и хищения;
- данные отражают в национальной валюте РФ — рублях;
- действия должны быть направлены на достоверность информации;
- учреждения следят за регулярным проведением внутреннего контроля.
С общими принципами учитывают дополнительные стандарты:
- Приказ Министерства финансов РФ от 8 июня 2021 года № 75н — порядок применения кодов бюджетной классификации (КБК);
- Приказы Министерства финансов РФ № 191н и 33н от 28 декабря 2010 года и 25 марта 2011 года соответственно — правила оформления и сдачи отчётов в контролирующие органы;
- Приказ Министерства финансов РФ от 30 марта 2015 года № 52н — нормы применения «первички» и бухгалтерских регистров.
Правила использования государственного имущества:
- нельзя распоряжаться объектами по своему усмотрению, если собственник не дает согласия;
- бюджетным организациям выделяют земельные участки на длительные сроки, но не передают в собственность;
- предприятия выполняют заявки и распоряжения по утверждённому бюджету.
Муниципальные предприятия управляют бюджетом по казначейской системе и стремятся к прозрачности учёта. Федеральному казначейству предоставляют доступ к информации о движении денег, чтобы получить одобрение на очередное финансирование.
Чтобы достигнуть прозрачности, учреждения:
- ведут учёт по утверждённым КБК и классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ);
- контролируют исполнение статей по доходам и расходам;
- разделяют реальные и кассовые издержки.
Не знаете, как наладить учёт в бюджетных организациях? Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы автоматизировать рутинные операции. Система самостоятельно обработает данные, сформирует проводки и подготовит отчёты для налоговой службы. Вы сэкономите время для других, более важных задач.
Отчётность в бюджетной организации
От качества и прозрачности бухгалтерского учёта зависят скорость и величина финансирования от государства.
Чтобы избежать проблем и разногласий, при заполнении отчётности:
- применяют метод двойной записи — изменение состояния средств отражают на двух счетах по дебету и кредиту;
- используют метод начисления — операции признают по факту выполнения. Например, выручку от реализации учитывают в момент отгрузки, а не поступления денег на расчётный счёт;
- в отчётах указывают суммы с точностью до копеек — до двух знаков после запятой;
- достоверность сведений заверяют руководитель и главный бухгалтер. Иногда требуется подпись главы финансово-экономической службы учреждения.
Бюджетные организации сдают бухгалтерскую (финансовую) отчётность (БФО) чаще по сравнению с коммерческими фирмами. Данные предоставляют по состоянию на первое число месяца, квартала и года, следующего за отчётным периодом.
Предельные сроки предоставления отчётности определяют учредители, но в соответствии с правилами приказа Министерства финансов РФ от 25 марта 2011 года № 33н.
Например, до 31 марта 2023 года бюджетные и автономные учреждения обязаны предоставить сведения за 2022 год:
- Баланс по ф. 0503730.
- Отчёт об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности по ф. 0503737.
- Отчёт о финансовых результатах по ф. 0503721.
- Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности по ф. 0503769.
- Сведения об остатках денежных средств по ф. 0503779.
При подготовке отчётов учитывают, что:
- на балансе отражают актив и пассив;
- статьи доходов и расходов требуют детализации, чтобы обеспечить прозрачность;
- данные вносят за год;
- активы делят на финансовые и нефинансовые;
- средства делят на денежные и материальные;
- в пассиве учитывают все формы обязательств.
Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы наладить бухгалтерский учёт в государственных учреждениях. Система автоматизирует рутину и минимизирует вероятность ошибок, за которые выписывают крупные штрафы и лишают финансирования.
Учётная политика в бюджетной компании
Учётная политика (УП) — это свод правил, по которому ведут бухгалтерский учёт. Предприятия самостоятельно составляют регламент, ежегодно пересматривают документ и при необходимости вносят правки. Задачу поручают главному бухгалтеру.
Чтобы подготовить корректную УП, руководствуются нормами из:
- Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ;
- ПБУ 1/2008, который утверждён Приказом Министерства финансов РФ от 6 октября 2008 года № 106н.
Особое внимание уделяют работе с активами и реальными обязательствами, так как они влияют на достоверность и прозрачность. Напомним, от этого зависит величина и оперативность финансирования.
В учётной политике отражают:
- применяемую форму бухучёта;
- нюансы финансово-хозяйственной деятельности;
- используемые методы амортизации с распределением по категориям активов;
- формы «первички»;
- сотрудников, которые выполняют ключевые задачи;
- порядок отражения операций;
- способы оценки объектов;
- алгоритм инвентаризации, который БО обязаны проводить перед подготовкой годовой отчётности;
- применяемый план счетов;
- и другие пункты, которые соответствуют деятельности предприятия.
УП делают простой и понятной, чтобы новые сотрудники быстрее входили в курс дела и приступали к выполнению задач.
Не знаете, как подготовить отчётность и прочую документацию? Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы избежать ошибок. Система автоматизирует заполнение бланков — вам останется внести исходные данные и своевременно предоставить документацию государственным органам.
План счетов для бухгалтерского учёта в бюджетных учреждениях
План счетов бюджетных организаций отличается от коммерческих. Общая концепция утверждена приказом Министерства финансов РФ от 1 декабря 2010 года № 157н.
Для разных категорий БО разработаны индивидуальные нормы, которые утверждены:
- Приказом Минфина РФ от 23 декабря 2010 года № 183н — для автономных;
- Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 года № 174н — для бюджетных;
- Приказом Минфина РФ от 6 декабря 2010 года № 162н — для казённых.
Организация бухгалтерского учёта в бюджетных учреждениях строится вокруг балансовых счетов, которые разделены на пять категорий:
- Нефинансовые активы — основные средства, нематериальные активы, готовая продукция и т. п.
- Финансовые активы — денежные средства на расчётных счетах, дебиторская задолженность и т. п.
- Обязательства — платежи и кредиторская задолженность.
- Финансовый результат — счета учёта доходов и расходов.
- Санкционирование расходов — ассигнования, плановые показатели и лимиты бюджетных обязательств.
Забалансовые счета используют для отражения активов, которые не принадлежат предприятию или не могут быть учтены на балансовых счетах.
Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы усвоить нюансы бухгалтерского учёта бюджетных организаций. Система автоматизирует рутинные задачи, проверяет достоверность исходных сведений и напоминает о сроках предоставления отчётности в контролирующие органы.
Правила ведение бухучёта бюджетных средств: проводки
Порядок формирования проводок аналогичен коммерческим организациям. Операции фиксируют по дебету одного и кредиту другого счёта.
Счета делят на:
- активные;
- пассивные;
- активно-пассивные.
На последних фиксируют попеременно сформированную дебиторскую и кредиторскую задолженности, а также активные и пассивные финансовые результаты.
Бюджетные организации учитывают общепринятые стандарты бухгалтерского учёта. Они регулярно меняются, поэтому главный бухгалтер регулярно отслеживает нововведения и повышает квалификацию.
Ранее мы рассказывали про:
- учёт аренды помещения у арендатора;
- начисление процентов по займам;
- учёт основных средств;
- отражение материалов.
Воспользуйтесь материалами как шпаргалками, чтобы правильно составить проводки и не нарушить достоверность бухгалтерского учёта.
Таким образом, бухучёт в бюджетных организациях подчиняется общепринятым нормам, но имеет индивидуальные особенности. Предприятия соблюдают достоверность и прозрачность, чтобы государство финансировало выполнение важных задач. При отражении операций и формировании проводок учитывают особенности плана счетов для муниципальных компаний.
Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы автоматизировать рутинные операции бухгалтерского учёта. Система сформирует проводки, проверит достоверность исходных сведений и подготовит отчёты для контролирующих органов. Вы избежите крупных штрафов, которые тормозят развитие предприятия.