Финансовая модель предприятия: что это такое и как её построить

Любой предприниматель стремится к максимизации прибыли. Это возможно при оптимизации деятельности, обнаружении точек роста и запуске выгодных направлений деятельности. Но чтобы принимать эффективные решения, необходимы предварительные расчёты и анализ ключевых показателей.

В этой статье вы узнаете, что такое финансовая модель производства, как правильно составить документ, в каких случаях его использовать и чем полезно моделирование различных ситуаций для развития бизнеса.

 

Что такое финансовая модель компании и для чего она нужна

 

Финансовая модель — это свод финансовых показателей бизнеса: выручки, расходов и прибыли. По ним оценивают текущее положение предприятий и прогнозируют будущие периоды. В частности, рассматривают изменение результатов деятельности при наступлении различных неблагоприятных ситуаций.

 

 

Финансовая модель подробно описывает состав выручки, постоянных, переменных расходов и формирование прибыли (убытков). Она даёт понимание, что влияет на итоговый результат и как улучшить финансовое состояние фирмы.

 

ФМ универсальна — её применяют в любых сферах. Строители, клининговые службы, производители деревянной тары — все могут адаптировать документ под специфику своего бизнеса.

 

В крупных организациях к финансовой модели прикладывают аналитическую записку с интерпретацией ключевых метрик, по которым руководство принимает стратегические решения по развитию бизнеса. Записку готовит ответственный за составление документа специалист — финансовый директор или бухгалтер.

 

В малом бизнесе финмодель обычно составляет собственник, поэтому аналитические записки не составляют. Руководитель уже знаком со значением показателей, по которым составляет краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные планы.

 

Качественная финансовая модель — это:

  • структурированный документ, в котором быстро ориентируются руководители и сотрудники структурных подразделений;
  • таблица с простыми расчётами, которые понятны даже малоопытному пользователю;
  • документ, результаты которого обоснованы достоверными фактами;
  • гибкий план, в который легко вносить правки при появлении новых вводных.

 

Кто должен заниматься построением финансовой модели

 

Модели финансового планирования составляют собственники или отдельные сотрудники. Первый вариант характерен для малого бизнеса. Когда мало работников, внутренних процессов и направлений, у предпринимателя достаточно времени на ведение документа.

 

С увеличением предприятия обязанность делегируют финансовому директору или бухгалтеру. Нет чётких критериев, когда это необходимо. Руководители ориентируются на загруженность — когда финансовая модель отнимает больше 1-2 часов в день, задачу передают другому сотруднику.

 

Несколько полезных критериев для делегирования составления ФМ:

  • количество сотрудников — от 5-10 человек;
  • ежемесячная выручка — от 2-3 миллионов рублей;
  • число направлений (магазинов, точек, производств) — от 2-3 штук.

 

В малом бизнесе самостоятельное составление и корректировка финансовой модели ежемесячно экономит бизнесу до 50-60 тысяч рублей. Но даже при наличии финансовой возможности сразу нанять отдельного специалиста стоит первое время самостоятельно поработать с документом. Это позволит ознакомиться с принципами формирования, прогнозирования и принятия решений на основе конкретных данных.

 

Функции финансовой модели

 

Ключевая задача финансовой модели — отразить чистую прибыль предприятия за рассматриваемый период (квартал, полугодие, год и более длительный срок). Чаще строят 12-месячную модель, так как при увеличении периода снижается точность прогнозирования, увеличивается объём правок и временных затрат.

 

Из первой задачи вытекает вторая — планирование деятельности. Зная прогнозируемую прибыль, предприниматели планируют запуск новых продуктов, услуг, открытие точек сбыта, производств и выход на новые рынки.

 

Третья важная задача — обнаружение точек роста и своевременное предупреждение проблем. Например, наглядный состав расходов позволяет оптимизировать затраты и увеличивать прибыль. Становятся понятными «проблемные точки» предприятия, игнорирование которых в будущем приведёт к негативным последствиям.

 

Среди других функций выделяют:

  • демонстрацию финансовой привлекательности бизнеса для привлечения инвестиций и займов;
  • сравнение деятельности с авторитетными конкурентами для формирования стратегических выводов;
  • оценку эффективности сотрудников, формирование KPI и расчёт премиальных выплат;
  • предупреждение кассовых разрывов;
  • моделирование возможных ситуаций для разработки антикризисных планов.

 

Правильно составленная финансовая модель — инструмент для проверки рентабельности новых направлений, выявления убыточных сфер и даже отдельных товаров или услуг. Она способна «открыть глаза» на серьёзные проблемы, которые изначально не кажутся критическими для бизнеса.

 

Из чего состоит финансовая модель бизнеса

 

Финансовые модели фирмы включают в себя пять блоков:

  • выручка и воронка продаж;
  • переменные и постоянные затраты;
  • показатели прибыльности;
  • оборотный капитал; 
  • движение денежных средств.

 

Для автоматизации и минимизации ошибок финансовую модель составляют в Excel или Google Таблицах. В этом помогут базовые знания формул. Альтернатива — использование специальных, но платных сервисов.

 

Выручка и воронка продаж

 

Выручка — это деньги, которые бизнес получил от реализации товаров, работ или услуг. Так как финмодель — инструмент прогнозирования, считают примерную выручку по среднему чеку:

 

Выручка = Средний чек х Количество продаж.

 

Раздел «Выручка» раскрывает воронку продаж (ВП) — путь клиента от первого контакта с компанией до заключения сделки. В зависимости от сферы и особенностей бизнеса воронка может состоять из 5-10 и более этапов.

 

У небольшого мебельного цеха раздел «Выручка» состоит из:

  • оптовой и розничной выручки;
  • переходов на официальный сайт производителя;
  • процента роста заходов;
  • CV1 (конверсии сайта);
  • количества полученных заказов;
  • CV2 (конверсии в оплаты);
  • количества оплаченных заказов;
  • среднего чека;
  • маржинальности.

 

Дмитрий Николаевич — владелец мебельного производства, первый блок финмодели на 2022 год заполняет на основе прошлогодних данных:

 

 

Для нового бизнеса используют среднеотраслевые значения, экспертные прогнозы или статистические данные. Например, можно обратиться к данным Росстата или негосударственным исследовательским организациям.

 

Переменные и постоянные затраты

 

Бизнес несёт переменные и постоянные расходы. Первые зависят от объёмов выпущенной продукции или оказанных услуг, вторые статичны и не меняются даже из-за остановки деятельности. 

 

У мебельного производства Дмитрия Николаевича три статьи переменных расходов:

  • зарплата двух столяров — по 30 000 рублей у каждого;
  • стоимость производственного сырья — 25% от выручки;
  • страховые взносы за персонал — 30,2% от зарплаты столяров.

 

 

Некоторые предприятия «привязывают» зарплату сотрудников к результатам деятельности. Тогда величину определяют как заранее оговоренный процент от выручки.

Далее считают валовую прибыль — разность между выручкой и переменными расходами. Показатель характеризует эффективность продажи товаров или оказания услуг. Отрицательное значение свидетельствует о нежизнеспособности бизнеса — денег не хватает даже на покрытие постоянных расходов. Необходимо пересмотреть ключевые показатели и внести структурные изменения.

 

 

Положительная валовая прибыль — не индикатор эффективности бизнеса или направления. Даже высокое значение показателя не гарантирует получение чистой прибыли.

 

Постоянные расходы мебельного производства Дмитрия Николаевича:

  • мобильная связь и интернет;
  • зарплата административного персонала: бухгалтера и маркетолога;
  • расчётно-кассовое обслуживание;
  • транспортные расходы;
  • заработная плата менеджера по продажам — оклад + процент от выручки;
  • расходы на рекламу, которые рассчитаны в блоке «Выручка»;
  • интернет-сервисы — складской учёт и CRM;
  • страховые взносы за сотрудников;
  • прочие расходы, которые не относятся к перечисленным категориям;
  • аренда производственного цеха.

 

Производственный цех предприниматель использует для складирования готовой продукции. Так как большую часть мебели производят под заказ, для хранения изделий не требуется дополнительное помещение.

 

 

Постоянные расходы вычитают из валовой прибыли, чтобы определить операционную прибыль (EBITDA). 

 

 

EBITDA отражает прибыль предприятия до выполнения своих обязательств. По этому показателю определяют способность бизнеса к эффективному функционированию. Положительное значение соответствует потенциальным направлениям, которые следует принять к дальнейшему рассмотрению.

 

Показатели прибыльности

 

Чтобы найти чистую прибыль, из EBITDA вычитают налоги, амортизацию и кредиты.

 

Дмитрий Николаевич применяет упрощённую систему налогообложения «Доходы минус расходы». Налог считает по ставке 15% от операционной прибыли – разницы между выручкой, переменными и постоянными расходами.

 

Амортизация — это процесс постепенного восстановления стоимости основных средств. Стоимость производственного оборудования — 1,2 миллиона рублей. Срок полезного использования (СПИ) — 5 лет. Ежемесячные амортизационные отчисления:

 

Амортизация = Стоимость основных средств / СПИ = 1 200 000 / 60 = 20 000 рублей.

 

Оборудование предприниматель купил в кредит, по которому ежемесячно выплачивает 30 000 рублей. 

 

 

Вместе с прибылью считают рентабельность бизнеса — сколько копеек чистой прибыли получает предприятие с каждого рубля выручки:

 

Рентабельность = Чистая прибыль / Выручка х 100%.

 

Этот показатель отражает целесообразность ведения бизнеса. Рентабельность сравнивают с актуальной ставкой по вкладам. Если она ниже, говорят о низкой перспективности рассматриваемого дела. Проще положить деньги на депозит и получать пассивный доход, нежели тратить время и нервы на организацию бизнес-процессов.

 

Также показатель полезен при рассмотрении нескольких отличных вариантов. Предпочтение отдают варианту с наивысшей рентабельностью. По аналогичному принципу сравнивают отдельные товары или услуги. Часто предприятие терпит убытки из-за одного невыгодного направления. Отказ от него нормализует финансовое состояние бизнеса. Без финансовой модели и детальных расчётов невозможно определить причину низкой прибыли.

 

Оборотный капитал и движение денежных средств

 

В начале 2022 года у Дмитрия Николаевича был финансовый резерв на 1,5 миллиона рублей. По итогам января чистая прибыль предпринимателя — 115 232 рубля. На счету должно быть 1 615 232 рубля, но фактически — 479 241 рубль.

 

Подобная ситуация характерна для большинства компаний. Деньги не стоят на месте: организации хранят запасы на складе, покупают сырьё и продают товары в рассрочку. Поэтому реальные значения отличаются от величин финансовой модели.

 

Раздел «Оборотный капитал» показывает, чем вызвана разница. А «Движение денежных средств» предупреждает кассовые разрывы — ситуации, когда у бизнеса нет денег для расчёта по текущим обязательствам.

 

Оборотный капитал — это разность между запасами, дебиторской и кредиторской задолженностями. Иными словами, деньги, которые формально у предприятия есть, но фактически заморожены в других активах и не могут быть потрачены, например, на выплаты по кредитам.

 

Оборотный капитал = Запасы + Дебиторская задолженность – Кредиторская задолженность.

 

Дмитрий Николаевич поставляет продукцию в 30-дневную рассрочку. На конец января в дебиторке «заморожен» 1 миллион рублей. Еще 150 тысяч — это запасы сырья и товаров на складе. Поэтому сумма доступных средств отличается от описанной в финансовой модели.

 

Когда оборотный капитал положительный, компания для развития использует не все доступные средства. Если он отрицательный, деятельность осуществляется на чужие деньги. Вторая ситуация грозит банкротством.

 

 

По «Движению денежных средств» Дмитрий Николаевич понимает, какой суммой будет фактически владеть на конец каждого месяца. И планирует деятельность так, чтобы избежать отрицательных значений. Когда бизнес не способен ответить по обязательствам, кредиторы могут инициировать процедуру банкротства. Поэтому нельзя допускать кассовых разрывов.

 

 

Составление годичной финансовой модели — трудоёмкий процесс, который окупается в долгосрочной перспективе. Документ упрощает планирование деятельности, защищает от кассовых разрывов и находит нерентабельные направления.

 

Способы построения финансовой модели предприятия

 

Существует три способа построения финансовой модели.

 

Сверху-вниз (top-down)

 

Финансовую модель разрабатывают с определения стратегических планов, спускаясь по иерархии к структурным подразделениям. Поэтому называют «сверху-вниз». Например, сначала руководство ставит цель по выручке, а затем формирует задачи для отдела продаж.

 

Преимущества:

  • при планировании деятельности предприятия учитывают стратегические цели;
  • сокращаются временные и трудовые затраты на разработку финансовой модели;
  • составление финмодели не требует согласования многочисленных планов структурных подразделений.

 

Единственный недостаток — низкая мотивация руководителей среднего и низшего звеньев. При разработке планов не учитывают их предпочтения и карьерные стремления.

 

Снизу-вверх (bottom-up)

 

Обратный подход. Финмодель разрабатывают по локальным планам структурных подразделений, которые впоследствии объединяют и определяют единое направление развития. Например, отдел продаж устанавливает KPI, на основе которого руководство прогнозирует выручку.

 

Тогда у сотрудников департаментов больше мотивации для ответственного выполнения обязательств. В планах учтены их пожелания и карьерные предпочтения.

 

Недостатки:

  • стратегические цели бизнеса становятся второстепенными и зависят от желаний сотрудников;
  • на разработку ФМ уходит много времени;
  • ответственные сотрудники «тонут» в рутине согласования многочисленных планов структурных подразделений.

 

Встречное направление

 

Объединяет в себе два предыдущих. Руководство и структурные подразделения составляют собственные планы, после чего их усредняют на генеральном согласовании. Например, выручку корректируют исходя из возможностей отдела продаж, и наоборот.

 

Встречное планирование объединяет в себе преимущества двух первых подходов, нейтрализуя их недостатки. Поэтому данный метод признают оптимальным и чаще применяют на крупных предприятиях.

 

FAQ

 

  • Сколько времени занимает построение финансовой модели?

Ответ: Это зависит от сферы деятельности, особенностей предприятия и целевых направлений. В малом бизнесе создание документа занимает до 2-3 часов при знании базовых функций Excel или Google Таблиц.

  • Финансовую модель можно построить только в Excel?

Ответ: Нет, сегодня существуют автоматизированные сервисы, которые упрощают формирование документа. Большинство из них доступно только по платной подписке.


Адреса и контакты

Адрес: 125167, Россия, г. Москва, Садовническая набережная, 79, офис 8

Телефон для связи: +7 (904) 075-41-91

Почта: info@buhinformer.ru