Финансовый учёт фирмы

Развитию предприятий способствуют эффективные управленческие решения, которые обоснованы объективными данными из финансового учёта. Его считают «картой бизнеса», без которой предприниматели двигаются вслепую и часто терпят неудачу.

В этой статье вы узнаете, из чего состоит финансовый учёт, какими правилами руководствоваться при составлении отчётов и как правильно проанализировать результаты.

 

Что такое финансовый учёт и для чего он нужен

 

Финансовый учёт (ФУ) — это система контроля и диагностики благополучия компании. Она включает в себя сведения о доходах, расходах, себестоимости продукции/услуг и другие важные показатели. Итог — понимание величины чистой прибыли или убытка.

 

Источники данных финансового учёта
Название Описание
Учётные данные Сведения из регистров бухгалтерского учёта, статистических и оперативных отчётов
Внеучётные данные Сведения по результатам инвентаризаций, проверок, аудитов, исследований, собраний и других внутренних или внешних мероприятий
Нормативно-справочные показатели Сведения из доступных инструкций, нормативных справочников, технических и производственных паспортов

 

По результатам анализа показателей финансового учёта руководители планируют производство, покупку новых станков, уплату налогов и другие операции. Система предотвращает кассовые разрывы — ситуации, когда «на бумаге» прибыль есть, но фактически бизнесу не хватает средств для выполнения обязательных и срочных обязательств.

 

Принятие решения и планирование деятельности по банковской выписке приводит к банкротству, потому что она не отражает движение денег, образование дебиторской и кредиторской задолженности. Бизнес со свободными средствами на счетах фактически может работать в убыток. И это невозможно определить по суммам доходов и расходов.

 

Иными словами, финансовый учёт показывает текущее положение дел. Сколько денег из свободных на счетах можно потратить на личные нужды, какой с высокой вероятностью будет ситуация в будущем и что предпринять для сокращения расходов и увеличения рентабельности.

 

Также финансовый учёт используют в переговорах с инвесторами или банками. По полученным данным и анализу ключевых показателей они устанавливают условия финансирования предприятий.

 

Мы рассматриваем финансовый учёт в плоскости управленческого учёта – внутренней системы компании. Он отличается от бухгалтерского, который составляют по данным из аналогичных источников. Второй формируют по законодательным требованиям для контролирующих органов. Такие отчёты не позволяют планировать деятельность, находить точки роста и предупреждать будущие проблемы.

 

Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы автоматизировать финансовый учёт. Это освободит десятки рабочих часов, которые можно потратить на стратегическое развитие бизнеса. А ещё система минимизирует вероятность ошибок, которые делают ФУ малоинформативным источником информации.

 

Какие документы важны для финансового учёта фирмы

 

Так как финансовый учёт — система для внутреннего использования, к её составу нет обязательных законодательных требований. Предприятия самостоятельно определяют перечень документов для анализа и планирования деятельности.

 

В крупных организациях система финансового учёта состоит из множества отчётов и инструкций для разных структурных подразделений. Малому и среднему бизнесу для эффективной оценки достаточно бюджета доходов и расходов, движения денежных средств и управленческого баланса.

 

Бюджет доходов и расходов (БДиР)

 

Даже при наличии денег на расчётных счетах нельзя говорить об успешной деятельности предприятия. Бюджет доходов и расходов показывает финансовый результат — прибыль или убытки.

 

Отчёт формируют за месяц, квартал или год. Результаты хозяйственной деятельности отражают в разрезе отдельных статей: выручки, себестоимости, постоянных и переменных расходов. После калькулирования собственник понимает, сколько денег можно потратить на развитие бизнеса или личные нужды.

 

Также отчёт используют для прогнозирования. На основе данных прошлых периодов составляют помесячный бюджет доходов и расходов на предстоящий год. Затем предполагаемые значения сравнивают с фактическими, чтобы найти отклонения и скорректировать деятельность организации.

 

Обзор финансово-хозяйственной деятельности в разрезе статей — источник точек роста и возможных проблем. Например, при изучении отчёта руководитель может найти статью расходов, которая на 30-40% сокращает чистую прибыль. Ее оптимизация увеличивает рентабельность и эффективность бизнеса.

 

Бюджет движения денежных средств (БДДС)

 

Рассмотрим стандартную ситуацию. Предприятие начинает месяц с 1 миллионом рублей на счёте. По итогам месяца руководитель фиксирует чистую прибыль в размере 200 тысяч рублей, но на счетах компании только 570 тысяч. Результаты «на бумаге» часто не совпадают с реальными. Фирма может отправлять предоплату за сырьё, поставлять товары в рассрочку или запасаться высоколиквидной продукцией.

 

Подобные ситуации становятся причиной кассовых разрывов, когда в моменте у прибыльного предприятия нет средств для перечисления зарплаты или уплаты налогов. Поэтому бюджет доходов и расходов ведут параллельно с бюджетом движения денежных средств.

 

В связке с БДиР руководитель понимает, как правильно распорядиться доступными деньгами. Если они преимущественно состоят из предоплат клиентов, купить новое оборудование или автомобиль для директора — плохая идея.

 

Бюджет движения денежных средств состоит из трех частей:

  • Операционная — операции от основной деятельности.
  • Инвестиционная — вложения в приобретение или продажа основных средств.
  • Финансовая — оплата кредитов и процентных обязательств.

 

Для БДДС составляют платёжный календарь — график поступлений и обязательных (срочных) платежей — для предотвращения кассовых разрывов. Если намечается нехватка средств для погашения обязательств, руководитель договаривается о переносе обязательных платежей или смещении сроков оплаты от контрагентов.

 

Управленческий баланс (УБ)

 

Баланс — это сводка:

  • Активов — основные средства, денежные средства на счетах, запасы на складе, дебиторская задолженность и другие.
  • Пассивов — уставный капитал, долгосрочные, краткосрочные займы, переоценка основных средств и другие.

 

Баланс составляют на любой день, но обычно это делают раз в месяц, квартал или год. Изменение валюты баланса (итог по активам или пассивам) — важный индикатор, который сигнализирует о развитии или регрессии бизнеса. При увеличении говорят о росте компании и расширении масштабов.

 

По управленческому балансу собственник может понять, где можно быстро взять деньги для покупки оборудования или других нужд. Например, выявить большой объём запасов и устроить распродажу. Или принять меры для сокращения дебиторской задолженности.

 

Хотите автоматизировать финансовый учёт своего бизнеса? Воспользуйтесь сервисом Buhinformer! Он упрощает рутинные операции, рассчитывает ключевые показатели и даёт ценные подсказки. Система минимизирует вероятность ошибок, которые могут привести к неверным управленческим решениям.

 

Основные показатели для контроля деятельности фирмы

 

В исходном виде финансовый учёт полезен только для первичного учёта. По результату — прибыли или убытку — руководитель понимает эффективность и перспективы бизнеса. Но показатели ФУ не всегда отражают реальное положение вещей.

 

Например, в 2022 году компания получила прибыль в размере 2,7 миллиона рублей. На первый взгляд предприятие успешно. Но в 2018 году прибыль составляла 5,6 миллиона рублей. За 4 год ключевой показатель сократился в 2 раза! Это говорит о плохом управлении и скором «скатывании» в убыток.

 

Для объективного анализа пользуются специальными коэффициентами, которые определяют как соотношение показателей финансового учёта. Существуют десятки коэффициентов, которые разделены на четыре группы:

  • ликвидность;
  • рентабельность;
  • оборачиваемость активов;
  • рыночная стоимость.

 

Перечень коэффициентов выбирают в зависимости от особенностей организации, поставленных задач и получателя анализа. Чем крупнее компания, тем больше требуется расчётов.

 

В малом бизнесе пользуются:

  • текущей ликвидностью;
  • рентабельностью продаж;
  • рентабельностью собственного капитала;
  • рентабельностью активов;
  • оборачиваемостью активов.

 

  • Текущая ликвидность — способность компании отвечать по краткосрочным обязательствам оборотными активами, которые включают в себя денежные средства, запасы на складе, краткосрочные финансовые вложения и другие из второго раздела бухгалтерского баланса.

 

 

Если коэффициент >1, говорят о высокой платёжеспособности фирмы. В противном случае компании проблематично получить новый кредит или товары в рассрочку. Если коэффициент >3 — предприятие нерационально использует доступные ресурсы.

 

  • Рентабельность продаж показывает, сколько копеек чистой прибыли получает организация с каждого рубля выручки. У коэффициента нет нормативных значений. Обычно сравнивают показатели нескольких товаров, чтобы выбрать наиболее выгодные направления.

 

 

  • Рентабельность собственного капитала показывает, сколько копеек прибыли приходится на каждый рубль вложений собственников. Коэффициент характеризует эффективность использования инвестиций учредителей.

 

 

У показателя нет нормативных значений, но предприниматели обычно ориентируются на 10-15%. Если рентабельность собственного капитала ниже процентной ставки по банковским вкладам, говорят о нецелесообразности осуществления деятельности.

 

  • Рентабельность активов показывает, сколько копеек прибыли получает компания с каждого рубля стоимости оборудования, транспорта, зданий и других основных средств. Коэффициент характеризует эффективность использования активов — профессионализм руководителя в построении бизнес-процессов и управлении организацией.

 

 

 

Производственные компании ориентируются на 15-20%, торговые — на 15-40% в зависимости от категории товаров. Также результат сравнивают со среднеотраслевыми значениями для формирования объективных выводов.

 

  • Оборачиваемость активов показывает интенсивность использования зданий, станков, транспорта и других основных средств. Коэффициент характеризует стоимость переноса стоимости активов на готовую продукцию или услугу в течение отчётного периода.

 

 

Если коэффициент <1, говорят о низкой скорости оборачиваемости активов. Выручки предприятия не хватает для покрытия расходов на покупку основных средств. Но каждую ситуацию рассматривают индивидуально — эталонный показатель зависит от особенностей сферы деятельности и среднеотраслевых значений.

 

Чтобы упростить и ускорить расчёт ключевых показателей для анализа результатов деятельности, воспользуйтесь сервисом Buhinformer. Система автоматизирует агрегацию ключевых данных, формирует необходимые отчёты и даёт ценные подсказки. С ней вы будете принимать объективные и эффективные управленческие решения.

 

Порядок ведения финансового учёта

 

Ведение финансового учёта в тетради или журнале — устаревший и неэффективный подход. Он отнимает много времени и лишает руководителя возможности заниматься стратегическим развитием бизнеса.

 

Поэтому предприниматели отдают предпочтение автоматизированным инструментам.

 

Часто финансовый учёт ведут в Excel или Google Таблицах, которые позволяют настроить систему в соответствии с особенностями организации и отрасли. Здесь автоматизирован расчёт ключевых показателей и снижена вероятность ошибок. В сети доступны бесплатные шаблоны и видеокурсы, где профессионалы рассказывают об организации грамотного финансового учёта. 

 

Но даже они отнимают много времени, а риск получить неверные расчёты из-за опечатки остаётся высоким. Для исключения этих недостатков компании работают с Buhinformer. Сервис автоматизирует рутинные операции, формирует необходимые отчёты и помогает с интерпретацией коэффициентов. С ним вы выведете бизнес на новый уровень и начнёте работать в новых направлениях.


Адреса и контакты

Адрес: 125167, Россия, г. Москва, Садовническая набережная, 79, офис 8

Телефон для связи: +7 (904) 075-41-91

Почта: info@buhinformer.ru