Форма 5 бухгалтерской отчётности

Ежегодно организации сдают бухгалтерскую отчётность, которая состоит из баланса и отчёта о финансовых результатах. Показатели в документах не всегда прозрачны из-за особенностей деятельности и учёта. Поэтому предусмотрено приложение к бухгалтерскому балансу, которое поясняет непонятные элементы.

В этой статье вы узнаете, что собой представляет приложение, какую структуру соблюдают компании и чем оно отличается от пояснительной записки. В конце подготовили образец, на который можно ориентироваться при составлении собственной документации.

 

Приложение к бухгалтерскому балансу как элемент отчётности

 

Приложение — это неотъемлемая часть бухгалтерского баланса. По мнению Минфина РФ, ББ и отчёт о финансовых результатах без разъяснений — неинформативные документы, которые малоценны для заинтересованных пользователей. Об этом ведомство рассказало в письме от 23 мая 2013 года № 03-02-07/2/18285.

 

Форма 5 бухгалтерской отчётности — это прежнее название приложения. Оно настолько вошло в обиход, что им продолжают пользоваться даже после утверждения новых форм.

 

Актуальный бланк приложения утверждён приказом Минфина РФ от 2 июля 2010 года № 66. Ведомство предлагает рекомендованную форму, которая включает в себя необходимые сведения. Предприятиям разрешено использовать индивидуальные бланки, в которых отражены индивидуальные и отраслевые особенности деятельности. 

 

Приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5) сдают в составе бухгалтерской отчётности. Срок — до 31 марта года, следующего за истёкшим налоговым периодом. Документы сдают в ИФНС по месту регистрации компании. Отчёты разрешено предоставлять только в электронном виде.

 

Далее рассмотрим структуру — из каких разделов состоит форма и что включают в пояснения.

 

Тратите много времени на формирование отчётов? Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы автоматизировать рутину. Система заполнит бланки и укажет на вероятные ошибки — останется своевременно сдать сведения в налоговую инспекцию. Вы справитесь без штатного бухгалтера и сократите расходы на фонд оплаты труда.

 

Структура формы 5

 

Приложение к бухгалтерскому балансу (форма номер 5) состоит из девяти разделов:

 

  1. «Нематериальные активы и расходы на НИОКР» — сведения об интеллектуальной собственности и затратах на исследования. Раздел раскрывает данные по строкам 1110, 1120 и 1190 бухгалтерского баланса. Здесь не отражают сведения по интеллектуальной собственности, которая получена во временное пользование.
  2. «Основные средства» — данные об активах, их движении и изменении стоимости. Раскрывает сведения строк 1150, 1160 и 1190 бухгалтерского баланса. Здесь же отражают данные о незавершённых капитальных вложениях.
  3. «Финансовые вложения» — детализация инвестиций предприятия в оборотные и внеоборотные активы. Например, раскрывает источники вложений — эти данные особенно интересны потенциальным кредиторам и инвесторам. Отражает данные строк 1170 и 1240 бухгалтерского баланса.
  4. «Запасы» — информация о группах и видах запасов. Раздел актуален для торговых и производственных компаний, которые хранят на складе материалы, сырьё и готовую продукцию. Детализируют данные строки 1210 бухгалтерского баланса. Дополнительно разрешено включить сведения о запасах, которые находятся в залоге по сделкам.
  5. «Дебиторская и кредиторская задолженность» — данные о дебиторке и кредиторке (краткосрочной и долгосрочной). Дополнительно указывают, какая часть обязательств просрочена. Раздел раскрывает сведения строк 1230, 1410, 1450, 1510, 1520 и 1550 бухгалтерского баланса.
  6. «Затраты на производство» — описание расходов предприятия, указанных в отчёте о финансовых результатах. В разделе перечисляют основные статьи затрат, связанных с изготовлением готовой продукции, оказанием услуг или выполнением работ. Раскрывает сведения строк 2120, 2210 и 2220 ОФР.
  7. «Оценочные обязательства» — детализация данных строк 1430 и 1540 бухгалтерского баланса. Описание дисконтированной стоимости будущих обязательств.
  8. «Обеспечение обязательств» — характеристика величин обеспечения, которые предоставлены партнёрам или получены от контрагентов.
  9. «Государственная помощь» — данные о бюджетных кредитах. Раскрывает данные строки 1530 бухгалтерского баланса.

 

Организациям разрешено дополнять приложение иными сведениями, которые соответствуют особенностям деятельности и отрасли. Например, включать описание крупных сделок, показывать изменения учётной политики и т. п.

 

Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы подготовить бухгалтерскую отчётность и приложение за 20-30 минут. Система автоматизирует формирование регистров и заполнение бланков. Остаётся сохранить документы и своевременно сдать в ИФНС. Вы справитесь без помощи сторонних специалистов, сократите затраты и ускорите развитие бизнеса.

 

Различия между пояснительной запиской и пояснением

 

Ключевое отличие пятой формы (приложения к балансу) от пояснительной записки — в обязательности. Первая — неотъемлемая часть бухгалтерской отчётности, основной пользователь которой — налоговая инспекция. Вторую формируют по желанию организаций, чтобы отразить:

  • долгосрочную стратегию развития предприятия;
  • вложения в долгосрочные проекты с ожидаемой финансовой отдачей;
  • характеристику финансового положения компании: перспективы, риски и сложности на текущий момент;
  • изменение ключевых показателей за последние несколько периодов, интерпретацию изменений;
  • ответы на вопросы, которые возникают у пользователей бухгалтерской отчётности;
  • другие аспекты, связанные с деятельностью организации.

 

Основные пользователи пояснительной записки — сотрудники компании, потенциальные кредиторы и инвесторы, партнёры и поставщики. Иными словами, все, кто взаимодействует с организацией в бизнес-среде.

 

Документ составляют в свободной форме. Одни ограничиваются текстовым описанием ключевых аспектов. Другие составляют подробные презентации с графиками и диаграммами, которые отражают ключевые бизнес-показатели.

 

Не знаете, как составить бухгалтерскую отчётность? Нет свободных денег для найма бухгалтера? Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы автоматизировать заполнение бланков. Система учитывает актуальные законодательные требования и защищает от распространённых ошибок, за которые выписывают крупные штрафы.

 

Пример составления пояснений

 

На первом листе указывают наименование компании, отчётный год и единицы измерения. Другие реквизиты не нужны — сразу приступают к детализации данных баланса и отчёта о финансовых результатах.

 

 

Скачать образец приложения (пятой формы)

 

Если для раздела нет сведений, таблицы из приложения не удаляют. Вместо этого проставляют нулевые показатели или прочерки. В противном случае инспекторы могут посчитать, что организация скрывает важную информацию.

 

В конце приложения руководитель организации или иное ответственное лицо заверяет достоверность данных личной подписью.

 

Таким образом, форма 5 (приложение к бухгалтерскому балансу и отчёту о финансовых результатах) — неотъемлемая часть отчётности предприятий, которая детализирует ключевые показатели. Основной пользователь документа — налоговая инспекция. В ходе камеральной проверки инспекторы проверяют приложение, чтобы убедиться в достоверности расчёта бюджетных обязательств.

 

Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы автоматизировать формирование бухгалтерской отчётности и приложения. Вы справитесь с задачей, даже если никогда не занимались этим самостоятельно. Откажитесь от привлечения штатного бухгалтера, сократите расходы на фонд оплаты труда и ускорьте развитие бизнеса.


Адреса и контакты

Адрес: 125167, Россия, г. Москва, Садовническая набережная, 79, офис 8

Телефон для связи: +7 (904) 075-41-91

Почта: info@buhinformer.ru