РСВ — это отчёт об исчисленных страховых взносах, которые работодатели уплачивают за официально трудоустроенных сотрудников и исполнителей по договорам гражданско-правового характера. Иногда в документе допускают ошибки и отправляют в налоговую инспекцию недостоверные сведения.
В этой статье вы узнаете, когда компании и предприниматели подают корректировку по РСВ, как действовать в распространённых ситуациях и каким способом отправлять уточнённые сведения.
В каких случаях надо сдавать уточнённый расчёт по страховым взносам
Корректировка расчёта по страховым взносам уточняет ошибочные сведения и предотвращает споры с налоговой службой. Но не все неточности приводят к необходимости направлять исправления.
Корректировку по РСВ подают, когда:
- из-за ошибки занижена величина страховых взносов. Компания или предприниматель заново рассчитывает обязательства и отправляет отчёт с корректными сведениями;
- в исходном отчёте данные отражены не в полном объёме. Например, в РСВ не включили сотрудников, которых недавно приняли в штат;
- неверно указаны персональные данные физических лиц или допущены ошибки, не позволяющие идентифицировать работника;
- страховые взносы исчислены по пониженным тарифам, но фактически предприятие лишилось возможности применить льготу. Следовательно, это отсылает к первому пункту — допущена ошибка, которая снизила величину обязательств;
- за прошлый отчётный период пересчитали базу по СВ в сторону уменьшения. Подают корректировку за прошлый период, за текущий формируют отчёт с учётом исправлений.
Уточнения не сдают, если из-за ошибки завышена величина взносов. Так бывает, что из-за опечатки страхователь должен бюджету на 300-500 рублей меньше. Специалисты потратят больше времени на исправление ошибок и повторную отправку сведений — корректировку признают нецелесообразной и оставляют исходный отчёт.
Но учтите: эти же данные нужно указать в отчёте следующего периода. Не изменяйте базу, это вызовет вопросы у инспекторов, придётся тратить время на разъяснения и корректировки.
Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы автоматизировать заполнение расчёта по страховым взносам (РСВ). Система самостоятельно распределит данные по бланку и укажет на неточности. Вы справитесь с задачей и не потратите время на исправления. Занимайтесь действительно важными задачами и развивайте бизнес.
Сроки подачи корректирующего отчёта
Законодательство не устанавливает фиксированные сроки подачи корректировки расчёта по страховым взносам. Если неточности найдут в ИФНС, инспекторы направят требование уточнить данные. Как правило, на исправление дают 5-10 рабочих дней — срок указывают в уведомлении. Успейте исправить ошибки, чтобы избежать штрафов.
Если самостоятельно выявили ошибки, подайте уточнёнку как можно раньше. Если неточности занизили величину страховых взносов, до подачи документа уплатите недоимку и пеню. В подобных ситуациях, особенно при соблюдении общего срока предоставления отчёта, компаниям и предпринимателям удаётся избежать санкций от налоговой инспекции.
Порядок заполнения корректировки РСВ
Корректировку подают на том же бланке, который утверждён приказом ФНС России от 29 сентября 2022 года № ЕД-7-11/878@. Порядок исправления зависит от характера неточности. Рассмотрим распространённые ситуации:
1. Неправильно рассчитали взносы. Наиболее распространённая ситуация, когда третий раздел заполнен верно, ошибки допущены в первом или во втором. Что делать:
- на титульном листе укажите порядковый номер корректировки: для первой — «001», для второй — «002» и т. п.;
- внесите исправления в первый и/или во второй раздел;
- направьте уточнённые сведения в налоговую инспекцию по месту регистрации.
Если в третьем разделе нет ошибок, не включайте его в корректирующий отчёт.
2. Забыли указать сотрудника. Например, недавно компания приняла нового работника и не отразила сведения о нём в квартальном отчёте. Что делать:
- на титульном листе укажите порядковый номер корректировки: для первой — «001», для второй — «002» и т. п.;
- скорректируйте первый или второй раздел с учётом выплат и исчисленных взносов по забытому сотруднику;
- добавьте сведения о специалисте в третий раздел. В поле «Признак аннулирования» поставьте прочерк. В третий раздел включите только это физлицо, остальных не добавляйте;
- направьте уточнённые сведения в налоговую инспекцию по месту регистрации.
3. Включили лишнего сотрудника. Недавно организация уволила специалиста, но бухгалтер забыл исключить его из расчёта. Что делать:
- на титульном листе укажите порядковый номер корректировки: для первой — «001», для второй — «002» и т. п.;
- исправьте первый или второй раздел: исключите из расчёта данные по лишнему специалисту. Сумма взносов должна уменьшиться;
- в третий раздел включите лишнего работника. В строке «Признак аннулирования» поставьте единицу. Заполните пункт 3.1, а в пункте 3.2 поставьте прочерки — они свидетельствуют об аннулировании данных;
- направьте уточнённые сведения в налоговую инспекцию по месту регистрации.
4. Замена сотрудников. Фирма уволила работника, на его место приняла нового. В расчёт по страховым взносам бухгалтер включил данные старого специалиста. Что делать:
- на титульном листе укажите порядковый номер корректировки: для первой — «001», для второй — «002» и т. п.;
- в третий раздел включите лишнего (прежнего) работника. В строке «Признак аннулирования» поставьте единицу. Заполните пункт 3.1, а в пункте 3.2 поставьте прочерки — они свидетельствуют об аннулировании данных;
- добавьте данные по забытому сотруднику в третий раздел. В поле «Признак аннулирования» поставьте прочерк. Добавьте данные о выплатах в течение отчётного периода. Не включайте в корректировку данные по другим специалистам;
- направьте уточнённые сведения в налоговую инспекцию по месту регистрации.
Первый или второй раздел не корректируйте, если у сотрудников одинаковые выплаты. Если доходы отличаются, включите в корректировку первый или второй раздел с обновлёнными данными по выплатам и исчисленным страховым взносам.
5. Ошиблись в данных о физлице. Указали неверный ИНН и/или паспортные данные, допустили ошибку в ФИО. Возможны две ситуации.
Налоговая инспекция отклонила отчёт. Тогда повторно подготовьте РСВ, в третий раздел включите всех сотрудников и исправьте ошибки. Номер корректировки на титульном листе не указывайте, так как заново подаёте исходный документ — в прошлый раз инспекторы не зарегистрировали данные.
ИФНС частично приняла отчёт, отклонила сведения по сотруднику с некорректными данными. Что делать:
- на титульном листе укажите порядковый номер корректировки: для первой — «001», для второй — «002» и т. п.;
- первый или второй раздел оставьте исходным;
- в третий раздел включите сотрудника, по которому не приняли сведения. Исправьте ошибки. В поле «Признак аннулирования» поставьте прочерк. Данные не аннулируем, потому что в прошлый раз инспекторы ничего не приняли;
- направьте уточнённые сведения в налоговую инспекцию по месту регистрации.
6. Неверный СНИЛС. Например, указали номер другого специалиста. Что делать:
- на титульном листе укажите порядковый номер корректировки: для первой — «001», для второй — «002» и т. п.;
- первый или второй раздел не корректируйте;
- в третий раздел включите сотрудника с неправильным СНИЛС. Сначала ничего не исправляйте, данные из пункта 3.1 продублируйте из исходного отчёта. В пункте 3.2 поставьте прочерки. В поле «Признак аннулирования» поставьте единицу;
- затем снова включите сотрудника в третий раздел. В поле «Признак аннулирования» поставьте прочерк, укажите правильный СНИЛС и числовые данные. Других сотрудников в корректировку не добавляйте, по ним уже приняли данные;
- направьте уточнённые сведения в налоговую инспекцию по месту регистрации.
Не знаете, как правильно заполнить расчёт по страховым взносам? Нет времени, чтобы разбираться в нюансах и консультироваться со специалистами? Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы автоматизировать формирование отчётов и избежать распространённых ошибок. Вы справитесь с задачей, даже если никогда не занимались документацией.
Способы подачи уточнёнки по РСВ
Способы подачи корректировки по РСВ аналогичны исходному отчёту, как и применяемый бланк. Если в организации или ИП работают 11 и более сотрудников, документ разрешено сдавать только в электронном виде через ЭДО. В остальных случаях работодатели выбирают способ сдачи по собственному усмотрению.
Советуем быть последовательными: если сдали исходный отчёт в бумажном виде, для корректировки используйте аналогичный способ.
Таким образом, корректировка РСВ — распространённая практика, с которой регулярно сталкиваются юридические лица и индивидуальные предприниматели. В этом нет ничего страшного и в большинстве случаев удается избежать штрафов. Но нужно знать порядок исправления ошибок и соблюдать сроки. Сохраните описанные инструкции, чтобы вернуться к ним в нужный момент.
Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы заполнять РСВ без ошибок. Система самостоятельно сформирует отчёт, укажет на возможные неточности и напомнит о сроках предоставления документа в налоговую инспекцию. Вы справитесь с задачей без штатного бухгалтера и сократите расходы на фонд оплаты труда.