Меркурий для ИП: пошаговая инструкция для самостоятельной регистрации

С 2010-х годов государство оцифровывает экономику, поэтому появляются различные платформы и сервисы для предпринимателей. «Меркурий» — наглядный пример перевода бумажных документов в электронный вид, чтобы усилить контроль и избавить рынок от некачественной продукции.

В этой статье вы узнаете, что это за система, кто обязан с ней работать и как зарегистрироваться самостоятельно онлайн.

 

Для чего нужна система «Меркурий»

 

До 2018 года на продукцию животного происхождения оформляли бумажные ветеринарные сопроводительные документы (ВСД). Такой способ затруднял контроль качества товаров и усложнял поиск источников распространения некачественных продуктов.

 

В 2018 году Россельхознадзор запустил электронную информационную систему (ИС) «Меркурий», ставшую частью ИС «ВетИС». Платформа выполняет три задачи:

  • фиксирует историю изготовления и перемещения продукции животного происхождения, отражает данные о прохождении ветеринарной проверки;
  • упрощает формирование и обмен ВСД;
  • автоматизирует учёт поступления и выбытия товаров, чтобы предприниматели могли контролировать остатки на складах.

 

«Меркурий» ввели, чтобы усилить контроль за производством и распространением продуктов питания — как в магазинах, так и в заведениях общественного питания. Она минимизировала сбыт контрафактной продукции, опасной для здоровья граждан РФ.

 

Бизнес развивается медленными темпами? Возможно, ему не хватает современных инструментов и автоматизации. Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы получить штатного бухгалтера, который не болеет и не уходит в отпуск. Вместе с подготовкой отчётности и первичной документации доступна команда специалистов, которая ответит на вопросы и поможет в разрешении проблем.

 

Кто должен регистрироваться в системе «Меркурий» от Россельхознадзора

 

В системе «Меркурий» регистрируются все предприниматели, которые взаимодействуют с продукцией животного происхождения. Это делают до начала деятельности, чтобы получить возможность работать с ветеринарными сопроводительными документами.

 

Перечень продукции животного происхождения утверждён в приложении к приказу Минсельхоза РФ от 18 декабря 2015 года № 648. В него входят мясо птицы, рыбы и других животных, молочная продукция и результаты переработки продукции питания. Также в состав входят некоторые злаковые, которые заготавливают на корма животным.

 

Например, в ИС «Меркурий» регистрируют кафе, рестораны и розничная торговля. Они получают от поставщиков продукты питания и должны закрывать ВСД. Если произойдёт отравление или несчастный случай, контролирующие органы оперативно найдут виновных по цепочке, которая начинается от заведения общепита или магазина.

 

Далее рассмотрим порядок подключения к системе для предпринимателей. Регистрация в «Меркурии» бесплатная, но возможны сопутствующие затраты — например, на оформление электронной подписи. Но она пригодится в деятельности, чтобы удалённо сдавать отчёты или участвовать в тендерах.

 

Порядок регистрации в «Меркурии»

 

Чтобы приступить к работе, нужно зарегистрировать площадки и сотрудников, подать заявление на проверку и дождаться предоставления доступов. Рассмотрим этапы подробнее.

 

Подготовка заявления

 

Заявление на регистрацию состоит из титульной таблицы и двух приложений с данными о площадках и сотрудниках. Ещё готовят согласие на обработку персональных данных на каждого специалиста, который будет работать в ИС от лица ИП.

 

Как заполнить таблицу: перед таблицей укажите, руководителю какого органа направляете заявление. Например, по г. Челябинску или г. Екатеринбургу. Документ сдаёте в отделение, к которому относитесь по адресу регистрации:

  • укажите фамилию, имя и отчество ИП в полной форме;
  • внесите реквизиты паспорта или иного документа, который удостоверяет личность: серия, номер, кем и когда выдан;
  • напишите свой идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • укажите код основного вида экономической деятельности (ОКВЭД) — проверьте соответствие с данными Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП);
  • напишите, к какой категории бизнеса по масштабу относится предприятие: МИКРО — до 15 сотрудников, МАЛОЕ — от 16 до 100, СРЕДНЕЕ — от 101 до 250;
  • укажите адрес регистрации ИП по паспорту;
  • напишите контактную электронную почту — проверьте правильность, на неё отправят доступы в сервис для всех сотрудников;
  • укажите контактный номер телефона.

 

 

После таблицы укажите:

  • ФИО предпринимателя и номер ОГРНИП;
  • или ФИО представителя и реквизиты нотариально заверенной доверенности.

 

В конце титульного листа предприниматель или представитель заверяет достоверность сведений личной подписью, указывает расшифровку и дату. Печать ставят при наличии.

 

 

Приложение 1 — таблица со списком объектов, которые предприниматель использует в работе. Сюда включают цеха, склады, точки розничной торговли и другие места, через которые проходит продукция животного происхождения. Под таблицей — примечания с пометками, как заполнять столбцы «Вид объекта», «Вид деятельности объекта» и «Вид отношения».

 

Приложения 3 и 4, в которых описаны виды объектов и деятельности, включены в бланк заявления.

 

Приложение 2 — список пользователей, которые смогут работать в системе от лица ИП. Сюда впишите сотрудников, которые будут отвечать за открытие и закрытие ВСД. Укажите:

  • ФИО работника в полной форме;
  • гражданство;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность — например, паспорта;
  • СНИЛС при наличии;
  • адрес электронной почты — по нему сотрудники смогут авторизоваться в системе;
  • номер телефона при наличии;
  • должность по штатному расписанию;
  • права доступа — подробное описание есть в примечании;
  • наличие ветеринарного образования. Если есть, внесите реквизиты диплома или иного подтверждающего документа.

 

 

Заключительный этап — подготовка согласий на обработку персональных данных (приложение 5). Это стандартный документ, который готовят на всех специалистов из второго приложения. Без него они не получат доступ к платформе.

 

Не знаете, как правильно заполнить заявление на подключение к системе «Меркурий»? Обратитесь к квалифицированным специалистам сервиса Buhinformer. Пользователям доступны бесплатные консультации, на которых эксперты отвечают на вопросы и помогают выбрать оптимальный порядок действий. Вы быстро подключитесь к ИС и начнёте предпринимательскую деятельность.

 

Регистрация площадок

 

До подачи заявления указанные в первом приложении площадки регистрируют в системе «Цербер». Это можно сделать после подачи заявления, но тогда первое приложение оставьте пустым. Без верификации в «Цербере» не получится открывать и закрывать ВСД — а без них работать нельзя, это нарушение правил оборота продукции животного происхождения.

 

Что делать:

  1. Открыть сайт информационной системы «Цербер».
  2. Нажать кнопку «Начать работу».
  3. Следовать инструкциям платформы.

 

После окончания получите код заявки и укажите его в заявлении под титульной таблицей:

 

 

Остаётся подать заявление удобным способом, дождаться окончания проверки и приступить к работе в системе «Меркурий».

 

Подача заявления и получение доступа

 

Заявление можно подать:

  1. Лично в территориальное отделение Россельхознадзора. Если не знаете адрес и контактные данные, позвоните на горячую линию. Скажите адрес регистрации, чтобы специалист уточнил, куда подать документы.
  2. Заказным письмом с описью через Почту России. Тогда увеличится срок регистрации, так как на доставку письма уйдёт 3-5 дней.
  3. На электронную почту ведомства: info@fsvps.ru. Документы подпишите электронной подписью, подписанные сканы не примут.

 

Проверка документов и предоставление доступов занимает до пяти рабочих дней. Если нет ошибок, на указанную почту пришлют логины и пароли для сотрудников. Если есть неточности, Россельхознадзор направит описание замечаний. Внесите изменения и повторно подайте документы на проверку.

 

Что делать, если подали документы без регистрации объектов (приложение 1)? После проверки документов и получения доступов обратитесь в Ветеринарное управление или Россельхознадзор. Специалисты расскажут, какие документы подготовить для внесения площадок в реестр и начала работы с ВСД.

 

Работа с документацией в системе «Меркурий»

 

В системе «Меркурий» пользователи работают с ветеринарными сопроводительными документами. В них отражают информацию о прохождении проверок, количестве произведённой, перемещённой или использованной в производстве продукции. В итоге получается цепочка, по которой контролирующим органам проще находить источники распространения некачественных товаров.

 

Как это работает? Например, организация произвела 50 кг куриного филе. На партию оформляют ВСД, чтобы отразить объём на собственном складе. Компания сотрудничает с оптовыми посредниками, которые отвечают за распространение продукции более мелким организациям.

 

К производителю обращается посредник, оформляет заказ на 50 кг куриного филе. Предприятие планирует отгрузку и формирует ВСД на соответствующий объём — со склада изготовителя списывается 50 кг куриного филе. Вместе с машиной покупателю передают QR-код ветеринарного сопроводительного документа.

 

По прибытии машины заказчик отсканирует QR-код, сверит заявленный объём с фактическим и закроет сопроводительный документ. После этого на склад покупателя добавится 50 кг куриного филе.

 

На закрытие ветеринарного сопроводительного документа (ВСД) даётся один рабочий день.

 

Если окажется, что в машине 40 кг продукции, то покупатель примет фактический объём, а на 10 кг продукции оформит возврат. Это можно не делать, если фактический объём меньше заявленного менее чем на 5% (но это нужно отразить при закрытии документа).

 

На следующий день к оптовому посреднику обращаются две организации поменьше, которые сотрудничают с ресторанами и розничными магазинами из Екатеринбурга. Первая заказывает 30 кг куриного филе, вторая — 20 кг. Перед отгрузкой посредник оформляет два ВСД для каждого покупателя — на 30 кг и 20 кг соответственно. После доставки и проверки партии покупатели должны закрыть ВСД.

 

Так получают цепочки, по которым легко определить заготовителя и схему движения продукции. Контролирующие органы могут прийти с проверкой на каждом этапе, если есть подозрения в распространении некачественной продукции.

 

Если возникли сложности с открытием и закрытием ветеринарных сопроводительных документов, обратитесь за консультацией к специалистам сервиса Buhinformer. Эксперты расскажут про порядок работы с ВСД, распространённые ошибки и нюансы, чтобы вы избежали штрафов и отключения от информационной системы «Меркурий».

 

Ответственность за работу без «Меркурия»

 

Если предприниматель работает без учёта в системе «Меркурий», это признают грубым нарушением ветеринарно-санитарных норм. Ответственность предусмотрена пунктом 1 статьи 10.6 КоАП РФ — 3-5 тыс. руб. или приостановка деятельности на срок до 60 дней. За повторное нарушение сумма штрафа увеличивается до 15-30 тыс. руб. или приостановка деятельности на срок до 90 дней.

 

Дорожно-патрульные службы (ДПС) имеют право проверять транспорт, который перевозит продукцию животного происхождения. Если водитель по требованию не предоставит ветеринарный сопроводительный документ, оформляют протокол по пункту 2 статьи 10.8 КоАП РФ, штраф — от 3 до 5 тыс. руб.

 

Возможны санкции за некритические (опечатки) и критические (все остальные, которые искажают достоверность сведений) ошибки в сопроводительных документах. За пять и более некритических ошибок доступ к сервису ограничат на срок до трёх месяцев, а за две критические — до полугода. Всё это время ИП не сможет работать с продукцией животного происхождения.

 

Таким образом, регистрация в «Меркурии» для ИП, работающих с товарами животного происхождения, обязательна. В большинстве случаев приступить к работе в системе можно не выходя из офиса: предпринимателю достаточно компьютера, доступа в интернет и электронной подписи, чтобы заполнить и отправить заявление на доступ к платформе.

 

После завершения регистрации ИП открывают и закрывают ветеринарные сопроводительные документы (ВСД). Благодаря ВСД контролирующие органы отслеживают цепочки движения продукции животного происхождения и при необходимости находят распространителя некачественного товара.

 

Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, если возникли вопросы по работе с «Меркурием». Эксперты платформы изучат вашу ситуацию и дадут практические советы, чтобы вы не допустили дорогостоящих ошибок. Вы сэкономите на услугах сторонних специалистов и ускорите достижение стратегических бизнес-задач.


Адреса и контакты

Адрес: 125167, Россия, г. Москва, Садовническая набережная, 79, офис 8

Телефон для связи: +7 (904) 075-41-91

Почта: info@buhinformer.ru