Порядок регистрации ИП в 2023 году: пошаговая инструкция

Предпринимательская деятельность начинается с оформления ИП — статуса физического лица, с которым можно заниматься бизнесом. Если подготовиться заранее и изучить правила, то подготовка и подача документов займут минимум времени. Вы избежите распространённых ошибок и не потратите рабочие часы на повторную отправку документов.

В этой статье вы узнаете про основные этапы регистрации ИП, популярные причины отказов и нюансы, о которых не знают многие начинающие предприниматели.

 

Кому можно зарегистрироваться как ИП

 

В России практически все лица могут получить статус ИП и заниматься предпринимательской деятельностью. Для этого нужно быть дееспособным и иметь постоянную или временную регистрацию. Нет ограничений по гражданству — предпринимателями могут стать иностранцы и даже лица без гражданства.

 

В общем случае регистрация ИП доступна совершеннолетним — с этого возраста наступает полная дееспособность. Но стать ИП могут и 14-летние физлица, но только после вступления брак или получения нотариального согласия от родителей или опекунов. С 16 лет можно пройти эмансипацию — признание дееспособности через суд или органы опеки.

 

К ограничениям относят отсутствие судимостей — но это распространяется на некоторые виды деятельности, связанные с образованием и работой с детьми. Также ИП доступны не все бизнес-направления — например, нельзя продавать и/или производить крепкий алкоголь. Для этого нужно создавать общество с ограниченной ответственностью (ООО).

 

Регистрация ИП — кратко:

  1. Выберите ОКВЭД.
  2. Определитесь с системой налогообложения.
  3. Подготовьте пакет документов: заявление по форме Р21001, паспорт, ИНН (при наличии) и квитанцию об уплате госпошлины (если подаёте документы в бумажном формате).
  4. Подайте документы в регистрирующую ИФНС по адресу прописки удобным способом: лично, заказным письмом, через представителя, МФЦ, Госуслуги или сервис ФНС.
  5. Дождитесь решения налоговиков. Если в документах нет ошибок, на указанную в заявлении электронную почту через три рабочих дня пришлют лист записи ЕГРИП.

 

Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы не разбираться, как проходит регистрация ИП. Специалисты платформы подготовят документы за вас и даже электронно отправят их в регистрирующий орган. Вам останется дождаться, пока ИФНС проверит сведения и направит подтверждение присвоения статуса ИП. 

 

Документы для регистрации ИП

 

Пакет документов для регистрации ИП в 2023 году:

  • паспорт или иной документ, который подтверждает личность;
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) при наличии. Если никогда не получали, налоговая присвоит номер в процессе регистрации;
  • квитанция об уплате госпошлины, если подаёте документы в бумажном виде. При электронной отправке платить госпошлину не надо;
  • заполненное заявление по форме Р21001.

 

Если планируется регистрация ИП на упрощёнке, к пакету прикладывают уведомление о переходе на УСН. Это необязательно делать сразу — на смену режима после регистрации дают 30 дней.

 

Если деятельность связана с образованием, детьми или перевозками, в пакет документов добавляют справку об отсутствии судимостей. Её получают в МВД — подавайте заявку заранее, так как документ делают до 30 дней. Полный список деятельностей, для которых нужна справка, установлен постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2011 года № 285.

 

Для несовершеннолетних 

 

Несовершеннолетние предприниматели прикладывают нотариальное разрешение от родителей или опекунов, решение суда об эмансипации или свидетельство о браке (вступление в брак автоматически делает человека дееспособным).

 

Для иностранцев и лиц без гражданства

 

Иностранцы делают нотариальный перевод документа, который удостоверяет личность. Также потребуется подтверждение постоянной или временной регистрации. 

 

Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы быстро подготовить документы для регистрации ИП в 2023 году. Система автоматизирует заполнение заявления по форме Р21001. В нём чаще всего допускают ошибки, из-за которых налоговики отказывают в регистрации. Вы сэкономите не только время, но и деньги на услугах сторонних специалистов.

 

Выбор ОКВЭД

 

До регистрации предприниматель определяет список деятельностей, которыми будет заниматься. В заявлении указывают не произвольные названия по типу «производство бетонных блоков», а коды из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД).

 

По количеству кодов нет ограничений, можно указать хоть весь классификатор. Но лучше ограничиваться реальными направлениями, которыми хотите заняться. Ещё можно добавить несколько деятельностей, рассматриваемых на ближайшее будущее. Тогда не придётся снова подавать в ИФНС документы на внесение изменений.

 

Нужно выбрать основной вид деятельности — тот, от которого будете получать от 70% выручки. Подойдите к вопросу внимательно. Во-первых, от основного ОКВЭД зависят льготы, которые можно получить на старте. Во-вторых, он влияет на тариф взносов «на травматизм».  

 

Подготовка документов для регистрации ИП предусматривает добавление кодов, которые состоят минимум из четырёх знаков. Все направления, относящиеся к указанным группам, также будут разрешены предпринимателю после регистрации.

 

Заполнение заявления по форме Р21001

 

В пакет документов входит заявление по форме Р21001. Актуальный бланк утверждён приказом ФНС России от 31 августа 2020 года № ЕД-7-14/617@. В приложении 13 установлены правила заполнения документа.

 

Основные требования:

  • при ручном заполнении используют чёрную, фиолетовую или синюю пасту, на компьютере — шрифт Courier New с кеглем 18;
  • в каждой ячейке по символу, можно писать только печатными буквами;
  • страницы нумеруются в порядке возрастания, титульный лист — «001» и т. п.;
  • запрещено использование корректирующих средств. Если нашли ошибки, нужно взять новый лист или внести исправления и распечатать заново;
  • запрещена двусторонняя печать, на каждом листе по странице. Нельзя скреплять листы степлером.

 

Проверьте адрес электронной почты: на неё ИФНС высылает подтверждение регистрации. Можно указать, что хотите получить бумажные экземпляры — но за ними придётся ехать в налоговую инспекцию.

 

Не подписывайте заявление заранее. Это делают в присутствии инспектора, чтобы он подтвердил добровольность регистрации ИП. Если планируете направить документы письмом, заверьте подпись у нотариуса. При электронной отправке заявление заверяют электронной подписью, которую можно получить в любом отделении ФНС или аккредитованном центре.

 

Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, если не хотите вникать в особенности регистрации ИП. Предоставьте специалистам сканы паспорта и ИНН (при наличии) и расскажите, какой деятельностью планируете заниматься. Они подготовят за вас документы и отправят в ИФНС электронным способом. Вы сэкономите на госпошлине и избежите распространённых ошибок, из-за которых налоговая служба отказывает в присвоении статуса ИП. 

 

Выбор системы налогообложения

 

После регистрации ИП ставят на учёт по общей системе налогообложения, если к документам не приложили уведомление о переходе на упрощёнку. ОСНО — это сложный и дорогой режим — нужно платить НДФЛ и НДС, которые съедают до 20-30% от прибыли.

 

В качестве альтернативы рассматривают:

  • упрощёнку (УСН);
  • автоматизированную упрощёнку (АУСН) — пока работает в тестовом режиме и доступна предпринимателям из Москвы, Московской, Калужской областей и Республики Татарстан;
  • патент (ПСН);
  • сельскохозяйственный налог (ЕСХН) — доступен ИП, которые производят сельскохозяйственную продукцию и получают от этого не менее 70% выручки;
  • самозанятость (НПД).

 

Чтобы выбрать оптимальный вариант, рассчитывают налоговую нагрузку по прогнозной выручке, расходам и прибыли. Данные смотрят у конкурентов или в аналитических отчётах.

 

Например, Денис за год планирует заработать 4 миллиона рублей, а на организацию работ, закупку материалов и рекламу потратить 2,5 миллиона рублей. Останется 1,5 миллиона. На УСН «Доходы минус расходы» предприниматель заплатит: 1 500 000 х 15% = 225 000 рублей. Затем Денис сделает аналогичный расчёт по остальным режимам и выберет тот, на котором нужно заплатить меньше всего.

 

На практике самым выгодным оказывается патентный режим, потому что налог исчисляют с предполагаемого дохода — его устанавливает государство. И даже если налоговая база превысит фиксированную в 10 раз, величина обязательств не изменится. Но ПСН доступна не для всех деятельностей — перечень установлен статьёй 346.43 НК РФ.

 

Если не знаете, какую систему выбрать для своего бизнеса, посоветуйтесь с экспертами платформы Buhinformer. Они определят прогнозные показатели деятельности, сделают предварительные расчёты и укажут на оптимальный вариант.

 

Подача документов в налоговую

 

Пошаговая регистрация ИП в 2023 году предусматривает несколько способов подачи документов:

  • Лично. Готовите документы и отправляетесь в налоговый орган по месту прописки. Не все ИФНС в городе оформляют ИП. Актуальные данные регистрирующей ИФНС уточните на сайте налоговой службы или по телефону горячей линии.
  • Через представителя. Бумажные документы в ИФНС сдаёт не сам предприниматель, а его представитель, который действует по нотариально заверенной доверенности.
  • В МФЦ. Если нет возможности посетить регистрирующую ИФНС по адресу прописки — например, если находитесь в другом городе, посетите ближайшее МФЦ, отдайте документы, и сотрудники самостоятельно отправят их в налоговую инспекцию. Но такая услуга есть не во всех МФЦ — предварительно уточните вопрос на горячей линии.
  • Заказным письмом через Почту России. Подойдёт, если находитесь в другом городе, где нет МФЦ. Перед отправкой заверьте документы у нотариуса.
  • Электронно — через Госуслуги или сервис ФНС. Для этого сначала получите электронную подпись. Она пригодится после регистрации — например, для удалённой сдачи отчётов и участия в тендерах.

 

С регистрацией могут помочь некоторые нотариусы — они подготовят документы и отправят электронно в ИФНС, заверив данные своей электронной подписью.

 

Срок получения документов

 

Документы для регистрации ИП в налоговой проверяют три рабочих дня. Если порядок действий при регистрации ИП не нарушен, а в документах нет ошибок, ИФНС присваивает статус индивидуального предпринимателя.

 

Уведомление о решении налоговики отправляют на электронную почту, которую предприниматель указал в заявлении. Если физлицо зарегистрировали как ИП, налоговики направляют лист записи ЕГРИП — аналог свидетельства о регистрации, который выдают с 2017 года.

 

По общим правилам бумажное подтверждение регистрации ИФНС не выдаёт. Однако, за ним можно обратиться в отделение. Услуга платная: оформление обойдётся в 200 рублей и займёт 5 дней. Если документ нужен срочно, можно заплатить 400 рублей, чтобы получить лист на следующий день.

 

Возможные причины отказа

 

Чаще всего налоговая отказывает в регистрации из-за ошибок в заявлении Р21001. Как правило, предприниматели допускают опечатки в ФИО, номере или серии паспорта, ИНН, адресе регистрации и других данных. Поэтому ИП обращаются за заполнением документа к специалистам, чтобы не изучать правила оформления бланка.

 

Среди других причин выделяют: 

  • несоответствие категории лиц, которым разрешено оформление ИП. Например, у человека нет дееспособности или ему запрещено вести предпринимательскую деятельность по решению суда из-за банкротства;
  • документы поданы в обычную ИФНС, а не регистрирующую;
  • выбран вид деятельности, который запрещён индивидуальным предпринимателям.

 

Воспользуйтесь услугами Buhinformer, если не понимаете, как происходит регистрация бизнеса. Эксперты платформы ответят на интересующие вопросы, помогут с подготовкой и подачей документов. С такой поддержкой вы избежите распространённых ошибок и быстрее приступите к реализации бизнес-идей.

 

Постановка на учёт в СФР

 

С 2023 года ПФР и ФСС сменил Социальный фонд России (СФР). Теперь предприниматели не уведомляют органы о приёме первого сотрудника на работу. Фонд самостоятельно узнаёт об этом из отчётов.

 

Таким образом, алгоритм регистрации ИП включает в себя несколько обязательных этапов, за пропуск которых откажут в присвоении статуса ИП. Основное внимание уделяют заявлению Р21001 — главному документу, без которого не зарегистрируют как индивидуального предпринимателя. В нём часто ошибаются, приходится повторно заполнять бланк и сдавать пакет на проверку.

 

До начала деятельности выбирают систему налогообложения — от неё зависит налоговая нагрузка и прибыльность работы. Предприниматели делают предварительные расчёты по прогнозной выручке и расходам, чтобы выбрать режим с минимальной величиной налогов.

 

Не знаете, с чего начать регистрацию ИП? Поручите задачу специалистам Buhinformer — они оформят и подадут документы за вас, исключив распространённые ошибки. Вы с первого раза получите статус индивидуального предпринимателя и уже через три дня приступите к реализации намеченных проектов. 


Адреса и контакты

Адрес: 125167, Россия, г. Москва, Садовническая набережная, 79, офис 8

Телефон для связи: +7 (904) 075-41-91

Почта: info@buhinformer.ru