Постоянные и переменные издержки: что это такое и в чём различия, примеры расчёта

Одна из главных задач руководителя — поддерживать прибыльность предприятия и повышать рентабельность. В достижении поставленных целей помогают многие инструменты, включая контроль, анализ и оптимизацию затрат. Последняя часто становится источником точек роста.

В этой статье вы узнаете, какие издержки относятся к постоянным и переменным, как считать средние показатели и почему важен регулярный анализ затрат предприятия.

 

Определение термина «издержки производства»

 

Издержки производства — это затраты предприятия на производство и реализацию продукции или услуг. К ним относятся:

  • зарплата работников;
  • аренда офиса, цеха, склада и других объектов;
  • покупка сырья, полуфабрикатов;
  • реклама на ТВ, в интернете, печатных изданиях;
  • топливо для транспортных средств;
  • научно-технические исследования;
  • и другие операции из жизнедеятельности предприятий.

 

Издержки учитывают для определения себестоимости, установления достаточной и конкурентоспособной стоимости на товары и услуги. Отсутствие контроля приводит к установлению:

  • цены ниже себестоимости. Тогда предприятие не выполняет ключевую задачу — не приносит прибыль;
  • завышенной цены, которая не соответствует рыночным реалиям. Тогда продукция и услуги организации не пользуются спросом.

 

Издержки классифицируют по разным признакам в зависимости от задач. Далее мы рассмотрим несколько наиболее распространённых вариантов.

 

Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы наладить управленческий учёт и принимать объективные управленческие решения. Автоматизированный расчёт ключевых показателей обнажит проблемы и покажет точки роста, которые выведут бизнес на новый уровень.

 

Какие виды издержек бывают

 

Переменные и постоянные

 

Постоянные издержки фирмы — это расходы, которые не зависят от объёма производства или оказания услуг. Сколько бы единиц продукции ни выпустила компания, их величина не изменится. 

 

К постоянным издержкам относятся:

  • аренда цехов, складов, офисов и других помещений;
  • зарплата административных сотрудников;
  • имущественные налоги;
  • проценты по кредитам;
  • расчётно-кассовое обслуживание;
  • и другие.

 

Утверждение про независимость постоянных издержек от объёмов производства не совсем справедливо. Например, если выпуск продукции увеличится в три раза, фирма расширит штат административного персонала, вырастут расходы на зарплату и социальные отчисления. Следовательно, объёмы производства косвенно повлияют на величину постоянных издержек.

 

Переменные издержки производства — это расходы, которые зависят от объёмов производства или оказания услуг. Чем больше единиц продукции выпущено, тем выше их величина.

 

К переменным издержкам относятся:

  • сырьё для производства продукции;
  • сдельная зарплата производственных сотрудников;
  • транспортные расходы;
  • топливо и прочие расходные материалы для эксплуатации оборудования;
  • электроэнергия цеха; 
  • и другие.

 

Точки роста часто кроются в переменных издержках. Иногда предприятие потребляет слишком много ресурсов. При тщательном анализе руководители выявляют, как сократить затраты и повысить рентабельность деятельности. Организация становится прибыльнее и быстрее достигает стратегических целей.

 

Шпаргалка:

 

Статья Постоянные Переменные
Покупка сырья +
Амортизационные отчисления +
Аренда офиса +
Реклама в социальных сетях +
Проценты по кредитам +
Коммунальные услуги +
Оплата охраны +
Лицензии, свидетельства, сертификаты +
Транспортные издержки +

 

Не знаете, как учитывать издержки и определять достоверную себестоимость продукции? Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы автоматизировать управленческий учёт и повысить точность ключевых показателей. Система станет лучшим помощником в развитии бизнеса и позволит выйти на новый уровень.

 

Прямые и косвенные

 

Прямые издержки — это затраты, которые можно учесть в себестоимости единицы продукции или услуги.

Косвенные издержки — это затраты, которые нельзя сразу отнести к себестоимости конкретной единицы товара.

 

Например, для изготовления одного кофе на вынос тратят:

  • бумажный стаканчик;
  • 50 г кофейных зерен;
  • 150 мл молока;
  • 20 мл сиропа;
  • пластиковую крышку.

 

Стаканчик, зерна, молоко, сироп и крышка — прямые издержки, столько ресурсов тратит организация для приготовления одного кофе на вынос. Зарплата баристы — тоже затраты, но косвенные, потому что их нельзя сразу учесть в себестоимости напитка.

 

К прямым издержкам относятся:

  • расходы на сырьё и материалы;
  • сдельная зарплата сотрудников;
  • полуфабрикаты, необходимые для изготовления продукции;
  • и другие.

 

К косвенным издержкам относятся:

  • фиксированная зарплата сотрудников;
  • аренда помещения;
  • ремонт и обслуживание оборудования;
  • амортизация станков, транспортных средств;
  • и другие.

 

В статье 320 НК РФ изложены общие рекомендации по распределению затрат на прямые и косвенные.

 

Прямые и косвенные издержки похожи на постоянные и переменные, поэтому они часто пересекаются.

 

Организации на общей системе налогообложения обязаны делить затраты на прямые и косвенные, если пользуются методом начисления. Это позволяет достоверно определять величину налогов по кварталам, особенно когда речь идёт о предприятиях с длинным производственным циклом.

 

Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы не ошибиться в распределении издержек на прямые и косвенные. Это повысит эффективность управления бизнесом и позволит корректно рассчитать налоговые обязательства. Вы справитесь с задачей без квалифицированного помощника и сократите затраты.

 

Производственные и непроизводственные

 

Производственные издержки — это затраты на изготовление продукции или оказание услуг. К ним относятся:

  • покупка сырья, материалов;
  • сдельная зарплата производственных работников и социальные отчисления с неё;
  • ремонт оборудования;
  • расходы на электроэнергию цехов;
  • и другие.

 

Непроизводственные издержки — это административные и организационные затраты, которые не относятся к производству, но способствуют функционированию предприятия в целом. К ним относятся:

  • зарплата бухгалтеров, менеджеров и прочих административных сотрудников;
  • аренда офиса, складов;
  • консалтинговые услуги сторонних организаций;
  • командировки директора на переговоры с потенциальными партнерами;
  • и другие.

 

Финансисты выделяют много классификаций издержек — явные бухгалтерские и неявные экономические, возвратные и невозвратные, контролируемые и неконтролируемые и другие. Но какую бы классификацию ни выбрали, важно правильно определить суммирующие показатели и себестоимость продукции или услуг.

 

Формула расчёта переменных и постоянных издержек

 

Для определения себестоимости руководители организаций рассчитывают средне-переменные и средне-постоянные издержки. Суммирование показателей определяет себестоимость и упрощает установление справедливой, конкурентоспособной цены на товары и услуги.

 

Средне-постоянные издержки:

 

AFC = FC / VoP,

 

где:

  • AFC — средне-постоянные издержки;
  • FC — постоянные издержки;
  • VoP — объём производства.

 

Аналогичная формула для средне-переменных издержек:

 

AVC = VC / VoP,

 

где:

  • AVC — средне-переменные издержки;
  • VC — переменные издержки.
  • VoP — объем производства.

 

Как и с другими финансовыми показателями, оценивают динамику AFC и AVC за несколько периодов. Это позволяет отслеживать изменения и своевременно реагировать на негативные.

 

Если вы затрудняетесь с ведением управленческого учёта, воспользуйтесь сервисом Buhinformer. Система автоматизирует расчёт ключевых показателей и составляет отчёты, чтобы вы занялись самым важным — принятием эффективных управленческих решений, способствующих развитию бизнеса.

 

Примеры расчёта постоянных и переменных издержек

 

Рассмотрим на примере производителя матрасов эконом-класса, как рассчитать средние постоянные и переменные издержки.

 

Постоянные расходы за третий квартал:

 

Статья Сумма, руб.
Аренда офиса 210 000
Аренда производственного цеха 300 000
Зарплата бухгалтера 180 000
Зарплата HR-специалиста 150 000
Зарплата специалиста по снабжению 150 000
Реклама в поисковых системах и социальных сетях 360 000
Зарплата маркетолога 210 000
Амортизация оборудования 195 000
Проценты по кредитам 60 000
Итого 1 815 000

 

Переменные расходы за третий квартал:

 

Статья Сумма, руб.
Покупка сырья 2 100 000
Зарплата производственного персонала 1 300 000
Обслуживание оборудования 350 000
Коммунальные услуги 400 000
Транспортные издержки 300 000
Итого 4 450 000

 

За третий квартал компания произвела 1 930 матрасов. Определим средне-постоянные издержки:

 

AFC = 1 815 000 / 1 930 = 940 рублей.

 

Определим средне-переменные издержки:

 

AVC = 4 450 000 / 1 930 = 2 305 рублей.

 

Себестоимость единицы продукции в третьем квартале: 940 + 2 305 = 3 245 рублей. Для достижения запланированной рентабельности компания устанавливает отпускную цену — 4 300 рублей за матрас. Руководитель изучит динамику показателей за последний год:

 

Период AFC, руб. AVC, руб.
3 квартал 2021 года 820 1 980
4 квартал 2021 года 890 2 120
1 квартал 2022 года 990 2 370
2 квартал 2022 года 1 050 2 480
3 квартал 2022 года 940 2 305

 

Средне-постоянные издержки за год выросли на 14%, а средне-переменные — на 16%. Но за последний период зафиксировано снижение. Руководитель пришел к выводу, что рост связан с инфляцией и удорожанием сырья. А ещё в августе административному персоналу повысили зарплату, чтобы минимизировать сокращение реальных доходов.

 

Следующий этап анализа — сравнение отпускной стоимости с конкурентами:

 

Компания Отпускная цена, руб.
Адванс 4 300
Мягкий сон 4 700
Атекс 5 200
Гермион 4 000
Сонные технологии 4 150

 

Компания «Адванс» держит отпускную стоимость на среднем уровне, что позволяет сохранять конкурентоспособность и привлекать новых потребителей. Однако, в ближайшее время руководитель планирует договориться с поставщиками о снижении стоимости сырья, так как с увеличением потребления растут объёмы закупок. Это позволит получить дополнительную скидку и повысить рентабельность.

 

Таким образом, сумма постоянных и переменных издержек — важный показатель для любого предприятия. Регулярный контроль позволяет своевременно реагировать на проблемы, находить точки роста и сохранять конкурентоспособность на рынке.

 

Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы получить удобный инструмент управленческого учёта. Система автоматизирует формирование важных отчётов, упростит поиск точек роста и повысит эффективность принимаемых решений. А сэкономленные на услугах аналитиков средства ускорят развитие бизнеса.


Адреса и контакты

Адрес: 125167, Россия, г. Москва, Садовническая набережная, 79, офис 8

Телефон для связи: +7 (904) 075-41-91

Почта: info@buhinformer.ru