Одна из главных задач руководителя — поддерживать прибыльность предприятия и повышать рентабельность. В достижении поставленных целей помогают многие инструменты, включая контроль, анализ и оптимизацию затрат. Последняя часто становится источником точек роста.
В этой статье вы узнаете, какие издержки относятся к постоянным и переменным, как считать средние показатели и почему важен регулярный анализ затрат предприятия.
Определение термина «издержки производства»
Издержки производства — это затраты предприятия на производство и реализацию продукции или услуг. К ним относятся:
- зарплата работников;
- аренда офиса, цеха, склада и других объектов;
- покупка сырья, полуфабрикатов;
- реклама на ТВ, в интернете, печатных изданиях;
- топливо для транспортных средств;
- научно-технические исследования;
- и другие операции из жизнедеятельности предприятий.
Издержки учитывают для определения себестоимости, установления достаточной и конкурентоспособной стоимости на товары и услуги. Отсутствие контроля приводит к установлению:
- цены ниже себестоимости. Тогда предприятие не выполняет ключевую задачу — не приносит прибыль;
- завышенной цены, которая не соответствует рыночным реалиям. Тогда продукция и услуги организации не пользуются спросом.
Издержки классифицируют по разным признакам в зависимости от задач. Далее мы рассмотрим несколько наиболее распространённых вариантов.
Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы наладить управленческий учёт и принимать объективные управленческие решения. Автоматизированный расчёт ключевых показателей обнажит проблемы и покажет точки роста, которые выведут бизнес на новый уровень.
Какие виды издержек бывают
Переменные и постоянные
Постоянные издержки фирмы — это расходы, которые не зависят от объёма производства или оказания услуг. Сколько бы единиц продукции ни выпустила компания, их величина не изменится.
К постоянным издержкам относятся:
- аренда цехов, складов, офисов и других помещений;
- зарплата административных сотрудников;
- имущественные налоги;
- проценты по кредитам;
- расчётно-кассовое обслуживание;
- и другие.
Утверждение про независимость постоянных издержек от объёмов производства не совсем справедливо. Например, если выпуск продукции увеличится в три раза, фирма расширит штат административного персонала, вырастут расходы на зарплату и социальные отчисления. Следовательно, объёмы производства косвенно повлияют на величину постоянных издержек.
Переменные издержки производства — это расходы, которые зависят от объёмов производства или оказания услуг. Чем больше единиц продукции выпущено, тем выше их величина.
К переменным издержкам относятся:
- сырьё для производства продукции;
- сдельная зарплата производственных сотрудников;
- транспортные расходы;
- топливо и прочие расходные материалы для эксплуатации оборудования;
- электроэнергия цеха;
- и другие.
Точки роста часто кроются в переменных издержках. Иногда предприятие потребляет слишком много ресурсов. При тщательном анализе руководители выявляют, как сократить затраты и повысить рентабельность деятельности. Организация становится прибыльнее и быстрее достигает стратегических целей.
Шпаргалка:
Статья | Постоянные | Переменные |
Покупка сырья | – | + |
Амортизационные отчисления | + | – |
Аренда офиса | + | – |
Реклама в социальных сетях | + | – |
Проценты по кредитам | + | – |
Коммунальные услуги | – | + |
Оплата охраны | + | – |
Лицензии, свидетельства, сертификаты | + | – |
Транспортные издержки | – | + |
Не знаете, как учитывать издержки и определять достоверную себестоимость продукции? Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы автоматизировать управленческий учёт и повысить точность ключевых показателей. Система станет лучшим помощником в развитии бизнеса и позволит выйти на новый уровень.
Прямые и косвенные
Прямые издержки — это затраты, которые можно учесть в себестоимости единицы продукции или услуги.
Косвенные издержки — это затраты, которые нельзя сразу отнести к себестоимости конкретной единицы товара.
Например, для изготовления одного кофе на вынос тратят:
- бумажный стаканчик;
- 50 г кофейных зерен;
- 150 мл молока;
- 20 мл сиропа;
- пластиковую крышку.
Стаканчик, зерна, молоко, сироп и крышка — прямые издержки, столько ресурсов тратит организация для приготовления одного кофе на вынос. Зарплата баристы — тоже затраты, но косвенные, потому что их нельзя сразу учесть в себестоимости напитка.
К прямым издержкам относятся:
- расходы на сырьё и материалы;
- сдельная зарплата сотрудников;
- полуфабрикаты, необходимые для изготовления продукции;
- и другие.
К косвенным издержкам относятся:
- фиксированная зарплата сотрудников;
- аренда помещения;
- ремонт и обслуживание оборудования;
- амортизация станков, транспортных средств;
- и другие.
В статье 320 НК РФ изложены общие рекомендации по распределению затрат на прямые и косвенные.
Прямые и косвенные издержки похожи на постоянные и переменные, поэтому они часто пересекаются.
Организации на общей системе налогообложения обязаны делить затраты на прямые и косвенные, если пользуются методом начисления. Это позволяет достоверно определять величину налогов по кварталам, особенно когда речь идёт о предприятиях с длинным производственным циклом.
Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы не ошибиться в распределении издержек на прямые и косвенные. Это повысит эффективность управления бизнесом и позволит корректно рассчитать налоговые обязательства. Вы справитесь с задачей без квалифицированного помощника и сократите затраты.
Производственные и непроизводственные
Производственные издержки — это затраты на изготовление продукции или оказание услуг. К ним относятся:
- покупка сырья, материалов;
- сдельная зарплата производственных работников и социальные отчисления с неё;
- ремонт оборудования;
- расходы на электроэнергию цехов;
- и другие.
Непроизводственные издержки — это административные и организационные затраты, которые не относятся к производству, но способствуют функционированию предприятия в целом. К ним относятся:
- зарплата бухгалтеров, менеджеров и прочих административных сотрудников;
- аренда офиса, складов;
- консалтинговые услуги сторонних организаций;
- командировки директора на переговоры с потенциальными партнерами;
- и другие.
Финансисты выделяют много классификаций издержек — явные бухгалтерские и неявные экономические, возвратные и невозвратные, контролируемые и неконтролируемые и другие. Но какую бы классификацию ни выбрали, важно правильно определить суммирующие показатели и себестоимость продукции или услуг.
Формула расчёта переменных и постоянных издержек
Для определения себестоимости руководители организаций рассчитывают средне-переменные и средне-постоянные издержки. Суммирование показателей определяет себестоимость и упрощает установление справедливой, конкурентоспособной цены на товары и услуги.
Средне-постоянные издержки:
AFC = FC / VoP,
где:
- AFC — средне-постоянные издержки;
- FC — постоянные издержки;
- VoP — объём производства.
Аналогичная формула для средне-переменных издержек:
AVC = VC / VoP,
где:
- AVC — средне-переменные издержки;
- VC — переменные издержки.
- VoP — объем производства.
Как и с другими финансовыми показателями, оценивают динамику AFC и AVC за несколько периодов. Это позволяет отслеживать изменения и своевременно реагировать на негативные.
Если вы затрудняетесь с ведением управленческого учёта, воспользуйтесь сервисом Buhinformer. Система автоматизирует расчёт ключевых показателей и составляет отчёты, чтобы вы занялись самым важным — принятием эффективных управленческих решений, способствующих развитию бизнеса.
Примеры расчёта постоянных и переменных издержек
Рассмотрим на примере производителя матрасов эконом-класса, как рассчитать средние постоянные и переменные издержки.
Постоянные расходы за третий квартал:
Статья | Сумма, руб. |
Аренда офиса | 210 000 |
Аренда производственного цеха | 300 000 |
Зарплата бухгалтера | 180 000 |
Зарплата HR-специалиста | 150 000 |
Зарплата специалиста по снабжению | 150 000 |
Реклама в поисковых системах и социальных сетях | 360 000 |
Зарплата маркетолога | 210 000 |
Амортизация оборудования | 195 000 |
Проценты по кредитам | 60 000 |
Итого | 1 815 000 |
Переменные расходы за третий квартал:
Статья | Сумма, руб. |
Покупка сырья | 2 100 000 |
Зарплата производственного персонала | 1 300 000 |
Обслуживание оборудования | 350 000 |
Коммунальные услуги | 400 000 |
Транспортные издержки | 300 000 |
Итого | 4 450 000 |
За третий квартал компания произвела 1 930 матрасов. Определим средне-постоянные издержки:
AFC = 1 815 000 / 1 930 = 940 рублей.
Определим средне-переменные издержки:
AVC = 4 450 000 / 1 930 = 2 305 рублей.
Себестоимость единицы продукции в третьем квартале: 940 + 2 305 = 3 245 рублей. Для достижения запланированной рентабельности компания устанавливает отпускную цену — 4 300 рублей за матрас. Руководитель изучит динамику показателей за последний год:
Период | AFC, руб. | AVC, руб. |
3 квартал 2021 года | 820 | 1 980 |
4 квартал 2021 года | 890 | 2 120 |
1 квартал 2022 года | 990 | 2 370 |
2 квартал 2022 года | 1 050 | 2 480 |
3 квартал 2022 года | 940 | 2 305 |
Средне-постоянные издержки за год выросли на 14%, а средне-переменные — на 16%. Но за последний период зафиксировано снижение. Руководитель пришел к выводу, что рост связан с инфляцией и удорожанием сырья. А ещё в августе административному персоналу повысили зарплату, чтобы минимизировать сокращение реальных доходов.
Следующий этап анализа — сравнение отпускной стоимости с конкурентами:
Компания | Отпускная цена, руб. |
Адванс | 4 300 |
Мягкий сон | 4 700 |
Атекс | 5 200 |
Гермион | 4 000 |
Сонные технологии | 4 150 |
Компания «Адванс» держит отпускную стоимость на среднем уровне, что позволяет сохранять конкурентоспособность и привлекать новых потребителей. Однако, в ближайшее время руководитель планирует договориться с поставщиками о снижении стоимости сырья, так как с увеличением потребления растут объёмы закупок. Это позволит получить дополнительную скидку и повысить рентабельность.
Таким образом, сумма постоянных и переменных издержек — важный показатель для любого предприятия. Регулярный контроль позволяет своевременно реагировать на проблемы, находить точки роста и сохранять конкурентоспособность на рынке.
Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы получить удобный инструмент управленческого учёта. Система автоматизирует формирование важных отчётов, упростит поиск точек роста и повысит эффективность принимаемых решений. А сэкономленные на услугах аналитиков средства ускорят развитие бизнеса.