Основная составляющая дохода сотрудников — оклад. Вторая — премия, стимулирующая выплата, которую компании начисляют по собственному усмотрению. Инструментом пользуются многие организации, которые хотят мотивировать персонал ответственно выполнять поставленные задачи.
В этой статье вы узнаете, как выплачивается премия, какие виды стимулирующих выплат существуют, нужно ли ООО и ИП готовить дополнительные документы и какие нюансы учесть при начислении.
Какие бывают виды премий
Премия — это составная часть заработной платы, которая стимулирует сотрудников ответственно выполнять задачи и соблюдать правила внутреннего распорядка. Работодатель сам определяет, в каком размере и за какие успехи начислять выплату.
Премиальные выплаты условно делят на два вида:
- Регулярные — премии, которые сотрудники регулярно получают за профессиональные достижения.
Например, в компании «Адванс» продажникам регулярно выплачивают премию, которую считают от объёма закрытых сделок. Есть квартальные поощрения для сотрудников, которые перевыполнили планы.
Для таких премий важна регулярность: их выплачивают раз в месяц, квартал, полугодие или год. Работодатель определяет порядок премирования и знакомит с ним специалистов в процессе трудоустройства.
- Разовые — премии, которые назначают без систематичности с привязкой к определённым событиям.
Например, организация «Адванс» поощряет специалистов за лояльность. Через пять лет после трудоустройства сотрудники получают 50 000 рублей, через 10 лет — 100 000 рублей и т. д.
Премирование сотрудников происходит к юбилею, свадьбе и другим значимым событиям. Такие выплаты не фиксируют в локальных актах, выплачивают по усмотрению руководителя или иного ответственного лица.
Несмотря на то что премия сотрудников — инициатива работодателя, её часто признают составной частью зарплаты. Неправильная трактовка законодательных норм приводит к спорам с ГИТ, а затем и к судебным разбирательствам. Поэтому следует подготовить грамотное положение о премировании — об этом далее.
Не знаете, как организовать систему премирования? Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы проконсультироваться с квалифицированными специалистами. Они расскажут про ключевые нормы, помогут подготовить положение и познакомят с важными нюансами. Вы избежите не только споров с персоналом, но и крупных штрафов от Государственной инспекции труда.
Положение о премировании
Маленькие предприятия, которые только начинают нанимать сотрудников, порядок премирования включают в трудовые договоры. Со временем это становится накладно — тогда организации составляют единое положение с описанием нюансов назначения стимулирующих выплат.
У компании может быть несколько положений о премировании. Например, разные документы для филиалов. Или индивидуальные порядки для подразделений — администрации, бухгалтерии, отдела продаж и т. п.
Отдельное положение делает назначение премий понятным и прозрачным для сотрудников. Они точно знают, к чему стремиться для увеличения дохода. Поэтому с формированием документа компании достигают повышения производительности.
В положении о премировании отражают:
- общие нормы: кто и за что получает премии, в каких ситуациях корректируют величины и т. п.;
- перечень KPI, которые влияют на величину стимулирующих выплат. Например, для отдела продаж — объём сбыта;
- периодичность выплат — ежемесячно, ежеквартально и т. п.;
- величину премий. Это могут быть фиксированные значения или формулы, по которым рассчитывают размер стимулирующих выплат;
- ситуации, когда работодатель снижает размер премии или полностью отменяет выплату.
Положение о премировании составляет любой сотрудник организации или сторонний специалист, но его всегда заверяет руководитель. Желательно, чтобы документ разрабатывал работник, который знает нормы ТК и ГК РФ. В противном случае высока вероятность нарушения правил, которые приведут к спорам и судебным разбирательствам.
В трудовом договоре в пункте о премировании делают ссылку на положение. Специалиста знакомят с нормами назначения стимулирующих выплат. Подготовьте документ в свободной форме, в котором работник личной подписью подтвердит, чтобы его ознакомили с положением.
Не знаете, как правильно составить положение о премировании? Воспользуйтесь сервисом Buhinformer и посмотрите шаблон, составленный квалифицированным специалистом с учётом актуальных законодательных требований. При необходимости задайте вопросы экспертам, чтобы адаптировать документ к особенностям своего бизнеса.
Приказ на премию
Премия к зарплате назначается после регистрации приказа, который руководитель заверяет личной подписью. В документе указывают получателя, величину, основание и другие данные.
Приказ оформляют по унифицированным формам, которые утверждены постановлением Госкомстата от 5 января 2004 года № 1: Т-11 — для одного специалиста, Т-11а — для нескольких работников. Предприятия могут использовать индивидуальные бланки, которые утверждены учётной политикой.
Образец приказа:
Приказ оформляют для регулярных и нерегулярных премий. Если компания предоставляет премию как материальную помощь, приказ может послужить основанием для сокращения НДФЛ и страховых взносов.
Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы оперативно подготовить приказ по формам Т-11 и Т-11а. Система автоматизирует заполнение бланков и указывает на вероятные неточности. Вы справитесь с задачей без сторонних специалистов, сократите расходы и ускорите развитие бизнеса.
Алгоритм премирования работников
Как выписывается премия на работе:
- Руководитель организации или подразделения устанавливает факт наступления события, за которое положена стимулирующая выплата. Например, когда менеджер выполнил план по объёму продаж. Или человек отработал в компании пять лет, за что положена премия за лояльность.
- Ответственный специалист определяет размер премии. Возможны два варианта: фиксированная величина или расчёт по формуле. В первом случае сотрудник передаёт данные о сумме премии, во втором — рассчитывает и передаёт значение в бухгалтерию на проверку и утверждение.
- Руководитель проверяет данные, выпускает приказ о выплате премии. Если возникают вопросы или требуются уточнения, обращаются к ответственному специалисту, который определял размер премии.
- Сотруднику перечисляют деньги, удерживают НДФЛ и исчисляют страховые взносы. Сведения о премии включают в ежеквартальные декларации по НДФЛ и страховым взносам.
Как правильно оформить премирование сотрудников
Премирование сотрудников оформляют несколькими способами:
- В трудовом договоре для конкретного специалиста. Указывают, в каких ситуациях платить премию, по какому принципу определять величину.
- В коллективном договоре для группы специалистов. Требования аналогичные: указать, кто и за что получает стимулирующие выплаты, за какие нарушения уменьшают размер премии. В трудовом договоре делают ссылку на коллективное соглашение.
- Положение о премировании — комплексный документ, рассчитанный на всю организацию, филиалы или отдельные подразделения. В отличие от коллективного договора, в положение проще внести корректировки. Поэтому большинство предприятий выбирают именно третий вариант.
Таким образом, премия работникам — это стимулирующая выплата, которую работодатели назначают по собственному усмотрению. В большинстве компаний есть ежемесячная премия — размер привязывают к рабочим результатам, чтобы мотивировать специалистов ответственно выполнять рабочие задачи.
Порядок расчёта прописывают в трудовом договоре конкретного сотрудника, коллективном соглашении или отдельном положении. Чтобы избежать споров с сотрудниками, нужно соблюдать алгоритм премирования и готовить все необходимые документы.
Остались вопросы по премированию? Возник спор с сотрудником из-за стимулирующих выплат? Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы получить поддержку квалифицированных специалистов. Они рассмотрят ситуацию и подскажут, как поступить во избежание негативных последствий. Вам не придётся тратить деньги на услуги сторонних экспертов.