Промежуточная бухгалтерская отчётность

Раз в год компании сдают в ИФНС бухгалтерскую отчётность. Однако, закон не ограничивает составление отчётов среди года — например, по итогам кварталов. Многие руководители пользуются этим, чтобы контролировать деятельность и своевременно выявлять проблемы.

В этой статье вы узнаете, что такое промежуточный бухгалтерский баланс, по каким правилам заполнять отчёты и кто обязан предоставлять сведения среди года в ИФНС.

 

Для чего нужна промежуточная бухгалтерская отчётность

 

Промежуточная бухгалтерская отчётность — это сведения об активе и пассиве, доходах и расходах предприятия за период меньше 12 месяцев. Составляют для внутренних пользователей, чтобы оперативно оценить результаты деятельности. В ИФНС документы не сдают, но такая обязанность есть у некоторых категорий бизнеса.

 

Если пользоваться только годовой отчётностью, руководитель не сможет своевременно реагировать на проблемы и корректировать исходные планы. Сводные данные по результатам квартала или месяца решают эту проблему и повышают эффективность управления.

 

Если компания планирует кредитование или привлечение инвестиций, банки и фонды могут запросить бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах за последний квартал. По предоставленным сведениям они оценивают перспективность выделения средств организации.

 

Промежуточная отчётность интересна некоторым контрагентам. Например, поставщикам, у которых фирма запрашивает поставки сырья с отсрочкой платежа. Анализ отчётов и расчёт коэффициентов позволяют оценить платёжеспособность потенциального партнёра и принять решение о сотрудничестве.

 

Промежуточная отчётность представляется в налоговую службу, если это предусмотрено нормативно-правовыми актами или законами. Например, страховые компании отчитываются перед ИФНС раз в квартал.

 

Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы автоматизировать составление бухгалтерской отчётности. Вы справитесь с заполнением бланков, даже если никогда не выполняли подобные задачи. Система проверит исходные данные и укажет на возможные ошибки, чтобы защитить от штрафов и неэффективных управленческих решений.

 

Из чего состоит промежуточная бухгалтерская отчётность

 

Базово в состав промежуточной отчётности коммерческих организаций включаются бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах. Их достаточно для оперативного контроля и анализа деятельности.

 

Но это не строгое правило, так как «промежутку» не сдают в налоговую инспекцию. Это открывает простор для творчества и позволяет менять состав по собственному усмотрению. Главное — получить пользу и упростить принятие решений.

 

В крупных компаниях идут дальше и дополняют стандартный состав промежуточной бухгалтерской отчётности отчётом о движении денежных средств, пояснительными записками и другими формами.

 

В небольших фирмах, напротив, пользуются минимумом документов, чтобы снизить нагрузку на административный персонал. Чаще опускают заполнение бухгалтерского баланса и ограничиваются отчётом о движении денежных средств. Его достаточно, чтобы изучить потоки предприятия и составить бюджеты.

 

Составление промежуточной бухгалтерской отчётности

 

Решение о составлении промежуточной отчётности принимает директор. Он устанавливает:

  • с какой периодичностью формировать документы — раз в месяц, квартал, полугодие;
  • в какой срок готовить отчёты — например, в течение 15 или 30 дней с момента окончания месяца/квартала/полугодия;
  • какие отчёты включить — бухгалтерский баланс, отчёт о финансовых результатах и т. п.

 

В состав промежуточной отчётности включаются унифицированные формы или индивидуальные, которые разработаны предприятием. Последнее возможно из-за необязательного характера документации — её составляют для внутреннего использования, а не для налоговой инспекции. Например, разрешено добавлять специальные поля, убирать ненужные данные или менять последовательность строк.

 

Все правила фиксируют в учётной политике, чтобы оперативно знакомить с нормами выполнения трудовых обязанностей новых сотрудников.

 

Порядок заполнения не отличается от годовой отчётности, но разрешены допущения — например, учёт дополнительных сведений. Чтобы внутренние пользователи получили исчерпывающие данные, придерживаются принципов достоверности, простоты и актуальности. Если отразить вымышленные данные, это повлияет на качество решений и стабильность компании.

 

При заполнении бланков учитывают несколько особенностей:

  • нельзя списывать прибыль или убыток прошлых лет. Их оставляют на счёте 99, а в конце года списывают на счёт 84;
  • налог на прибыль исчисляют по ставке, которую используют при составлении годовой отчётности;
  • необязательно проводить инвентаризацию остатков — достаточно данных учётных систем;
  • не отражают плановые доходы и расходы — по аналогии с годовой отчётностью их признают по факту выполнения обязательств;
  • для переоценки активов не привлекают сторонних специалистов.

 

Современные системы управленческого учёта позволяют вести промежуточный бухгалтерский баланс в режиме реального времени или формировать бланки на любой день. Руководитель получает возможность следить за изменением ключевых показателей, принимать обоснованные решения и ускорять развитие компании.

 

Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы автоматизировать заполнение отчётов. Система заполнит бланки по исходным данным, проверит на наличие возможных ошибок и уведомит о важных датах. Она заменит штатного бухгалтера, а вы сократите расходы на фонд оплаты труда.

 

Период промежуточной отчётности и сроки её представления

 

Период «промежутки» и сроки составления определяют во внутренних регламентах компании. Если ответственный сотрудник нарушит сроки, работодателю разрешено применить дисциплинарные взыскания — финансовые штрафы запрещены Трудовым кодексом РФ.

 

Таким образом, промежуточная бухгалтерская отчётность — это внутренний инструмент, которым пользуются учредители, руководители, инвесторы, банки и контрагенты. Так как документы составляют не для ИФНС, разрешено использование индивидуальных форм и отказ от некоторых правил, обязательных для годовой отчётности.

 

Промежуточная бухгалтерская отчётность состоит из бухгалтерского баланса, отчёта о финансовых результатах, отчёта о движении денежных средств, пояснительных записок и прочих форм. Состав промежуточной отчётности определяет руководитель в соответствии с поставленными задачами.


Адреса и контакты

Адрес: 125167, Россия, г. Москва, Садовническая набережная, 79, офис 8

Телефон для связи: +7 (904) 075-41-91

Почта: info@buhinformer.ru