Бизнес — это столкновение интересов и потребностей. Организации заинтересованы в собственной выгоде, так как конечная цель предпринимательской деятельности — извлечение прибыли. Поэтому у предприятий возникают споры, решение которых из-за отсутствия компромиссов перетекает в суд. Далее — процессы, вынесение решений и выплата компенсаций, которые влияют на бухгалтерский и налоговый учёт.
В этой статье вы узнаете, как проходит досудебное урегулирование споров, по каким правилам ведут учёт претензий в бухгалтерском учёте и какие проводки используют.
Порядок урегулирования претензии
Если стороны столкнулись с разногласиями, приступают к переговорам для поиска компромиссов. Когда встречи не разрешают ситуацию, переходят к судебному разбирательству. Компетентные представители власти рассматривают доводы компаний и/или предпринимателей, сопоставляют с правовыми нормами и выносят решение.
Один из этапов разбирательств — досудебный. Это могут быть, как указано выше, переговоры, встречи и прочие попытки поиска компромисса. А начинается процесс с претензии.
Например, организация «Адванс» отгрузила партию сантехники розничному продавцу. По соглашению контрагент обязан оплатить товары в течение трёх месяцев. К окончанию срока поставщик получил лишь 20% от положенной суммы. Представители магазина перестали выходить на связь. Тогда юристы компании отправили претензию с требованием:
- погасить долг;
- выплатить компенсацию за незаконное использование денежных средств организации.
После события развиваются по одному из трёх сценариев:
- Контрагент игнорирует претензию. По истечении 30 дней поставщик обращается с иском в арбитражный суд.
- Контрагент отвечает на претензию и соглашается выполнить обязательства — поставщик ожидает поступления средств.
- Контрагент отвечает на претензию отказом и даёт письменное пояснение — «Адванс» обращается в суд.
Досудебное урегулирование спора — обязательный этап в конфликтах, возникающих из договорных положений (пункт 5 статьи 4 АПК РФ). Если «Адванс» подаст иск до направления претензии, арбитражный суд отклонит заявление.
Возможна обратная ситуация — предъявление претензии поставщикам. Например, если покупатель получит не весь объём оплаченной продукции или когда часть товара не соответствует требованиям по качеству. Тогда требуют замены товара или частичной возвраты оплаты.
Почему стоит отправить претензию, даже если этого не требует закон или договор:
- судебные разбирательства — затратное мероприятие. Досудебное урегулирование спора экономит время и деньги;
- наличие судебных разбирательств в картотеке — дополнительные вопросы по престижу организации. Это затягивает заключение сделок и усложняет привлечение партнёров на выгодных условиях.
В процессе досудебного урегулирования споров компания может получить неустойку. Это компенсирует временную заморозку оборотных активов. Однако, важно правильно зафиксировать полученные средства в бухгалтерском учёте, чтобы не ошибиться в расчёте налоговых обязательств и избежать штрафов.
Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы автоматизировать бухгалтерский и налоговый учёт. Система станет полноценной заменой штатному бухгалтеру, которая требует меньше расходов и не нуждается в организации рабочего места. Вы не только сократите расходы, но и избежите штрафов от ИФНС за распространённые ошибки.
Порядок налогообложения расчётов по претензиям
Полученные от претензии средства или расходы на компенсации контрагентам влияют на налоговый учёт и величину бюджетных обязательств.
Если организация получает неустойку по договору — например, за несвоевременное выполнение обязательств по договору — сумму учитывают в прочих доходах. Операция влияет на налог на прибыль или по УСН. Также когда контрагент компенсирует причиненный ущерб, полученную сумму учитывают в доходах — она влияет на величину налогов.
При выплате неустойки по желанию организации или решению суда разрешено уменьшать базу налогообложения на потраченные средства. Но если деньги взыскивают по решению суда, неустойку признают расходом. Штрафы, пени и неустойки не облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС).
Претензии поставщику от покупателя: проводки
Как и другие хозяйственные операции, оплата претензии отражается в бухгалтерском учёте. Движение денег фиксируют проводками, а затем учитывают на балансе.
Учёт претензии возможен, если вторая сторона признала её обоснованной и дала документальное подтверждение — например, отправила письменный, заверенный руководителем ответ на входящее обращение. Альтернативный вариант — признание претензии по судебному решению. В этом случае не требуется признание обоснованности контрагентом.
Расчёты по претензиям: счёт 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» наиболее распространён в деловой практике. Также организации пользуются субсчётом 76.2, так как он детализирует операции и повышает качество внутренней аналитики.
Мы собрали проводки — сохраните их и используйте как шпаргалку (по вине подрядчика):
Далее рассмотрим примеры, чтобы продемонстрировать проводки по претензии от покупателя. Ориентируйтесь по ним на практике, чтобы избежать распространённых ошибок.
Или воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы не вникать в тонкости бухгалтерского учёта. Система соберёт данные, самостоятельно сформирует проводки и итоговые отчёты. Вы справитесь с задачей за несколько минут, а остальное время уделите стратегическим задачам. Развивайте бизнес с правильными инструментами и надёжными партнёрами.
Примеры проводок
Пример 1. Компания «Адванс» 05.06.2023 г. оплатила организации «Невер» поставку металлических трубок для оборудования на 23 780 рублей. 8 июня контрагент поставил партию комплектующих. После приёмки заведующий складом сообщил, что партия неполная, не хватает трубок на 1320 рублей. Была выставлена претензия поставщику, с которой фирма «Невер» согласилась.
Бухгалтер сформирует несколько проводок:
- Дт 10 / Кт 60 — оприходованы металлические трубки на 22 460 рублей.
- Дт 60 / Кт 51 — оплата заказанной партии металлических трубок на 23 780 рублей.
- Дт 76.2 / Кт 60 — поставщику выставлена претензия на недостающий материал на 1 320 рублей.
- Дт 51 / Кт 76.2 — поставщик компенсировал недостающие металлические трубки, на расчётный счёт поступило 1 320 рублей.
Если поставщик отказывается выполнять претензию контрагента, вместо последней проводки формируют иную запись: Дт 94 / Кт 76.2 — списание недостачи на сумму претензии.
То есть величину претензии списывают в убытки. Аналогично поступают со штрафами, пенями и прочими выплатами, предусмотренными договорными отношениями. Впоследствии сумма недостачи может быть восполнена, если соответствующее решение примет суд.
Пример 2: Организация «Фител» поставила фирме «МонтажПромСтрой» 200 квадратных метров фанеры на 93 500 рублей. По договору покупатель оплачивает заказ в течение 10 дней после приёмки. Но контрагент нарушил условия и просрочил платёж на 15 дней.
По договору за каждый день просрочки начисляется пеня — 0,2% от задолженности. За 15 дней неустойка достигла 2805 рублей. Поставщик выставил контрагенту претензию с требованием выплатить пеню. Фирма «МонтажПромСтрой» согласилась с претензией и погасила долг.
В организации «Фител» составили две проводки:
- Дт 76.2 / Кт 91.1 — отражена неустойка на 2805 рублей;
- Дт 51 / Кт 76.2 — покупатель оплатил заявленную неустойку на расчётный счёт.
Таким образом, в бухгалтерском учёте действует особый порядок фиксирования претензий. Чтобы правильно рассчитать бюджетные обязательства, соблюдают порядок досудебного урегулирования споров. Поступления по претензиям отражают на счёте 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».
Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы автоматизировать рутинные операции по учёту. Система проверит исходные данные, сформирует проводки и отчёты для налоговой службы. Вам останется своевременно направить документы в ИФНС и продолжить заниматься другими, более важными бизнес-делами.