Материально-производственные запасы (МПЗ) имеют свойство терять первоначальную стоимость из-за повреждений или морального устаревания, когда на рынке появляются более совершенные аналоги. Компании должны отражать изменение стоимости МПЗ, чтобы передавать в налоговую актуальные сведения о материальном положении.
В этой статье вы узнаете, для чего нужен резерв под обесценение запасов в балансе, какие существуют способы формирования резерва и как правильно оценить текущую стоимость материалов на складах.
Для чего нужен резерв под обесценение запасов
Если компания год назад купила сырьё или материалы для производства продукции, но не использовала по назначению: скорее всего, к концу года оно подешевеет. Это произойдёт из-за морального устаревания, ухудшения первоначальных характеристик или потребительских свойств.
Если не отразить изменения, есть вероятность ввести в заблуждение пользователей финансовой отчётности. МПЗ купили за 2 миллиона рублей, за год стоимость снизилась до 1,2 миллиона рублей — активы уменьшились на 800 тысяч. Если не показать изменения в бухучёте, показатели финансового состояния не будут достоверными и не позволят принять объективные управленческие решения.
Поэтому предприятия создают резерв под обесценение запасов. Это требование бухгалтерского стандарта ФСБУ 5/2019 — пункт 28. Расчёт резерва под обесценение запасов предусматривает оценку двух показателей:
- фактическая себестоимость (ФС) — сколько денег потратили на приобретение;
- чистая стоимость продажи (ЧСП) — разница между рыночной стоимостью и затратами на продажу.
Резерв под обесценение запасов относится к категории резервов предстоящих затрат.
Когда ФС становится больше ЧСП, запасы обесцениваются — предприятие формирует резерв. В балансе за стоимостную оценку берут разницу между себестоимостью и сформированным резервом. Если фактическая себестоимость меньше чистой стоимости продажи, ничего не делают.
Не знаете, зачем создавать резерв под обесценение запасов? Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы проконсультироваться с квалифицированными специалистами. Эксперты ответят на вопросы и пояснят сложные моменты, чтобы вы не ошиблись в бухгалтерском учёте и избежали крупных штрафов от ФНС.
Способы формирования резерва под обесценение запасов
Методика создания резерва под обесценение запасов предусматривает два способа:
- Индивидуальный — оценка каждой единицы материально-производственных запасов.
- Групповой — оценка двух и более единиц МПЗ с однородными качествами.
Первый способ оптимален, когда на складе хранятся принципиально разные материалы и виды сырья. Например, есть бетонная плита и пластиковое окно. По ним нельзя создавать единый резерв — комплектующие рассматривают отдельно.
Второй способ упрощает формирование резерва для однородных запасов. Если у фирмы хранятся бетонные плиты марок ПБ 75-12-16 и ПБ 65-15-8, по ним формируют единый резерв из-за схожих характеристик. Главное — не преувеличивать обобщение. Если сделать начисление резерва под обесценение запасов по всем стройматериалам на складе, это будет ошибкой.
Как создать резерв под обесценение запасов
Резерв под обесценение запасов формируют на конец года при составлении итоговой бухгалтерской отчётности. Это не строгое требование, предприятиям разрешено выбирать любую частотность в пределах календарного года. Некоторые фирмы переоценивают МПЗ раз в квартал или полугодие.
Порядок:
- Проверка МПЗ на факт снижения стоимости. Ответственные специалисты проверяют состояние запасов — есть повреждения, насколько сохранены потребительские свойства и т. п. Затем изучают среднерыночные цены, смотрят на наличие более совершенных аналогов. Если нет признаков обесценения, резерв не формируют.
- Установление актуальной чистой стоимости продажи. Для этого анализируют рыночные показатели, изучают мнения экспертов, данные статистических источников и т. п.
- Сравнение фактической себестоимости с актуальной ЧСП. Если ФС > ЧСП, предприятие планирует формирование и отражение резерва в бухгалтерском учёте.
- Формирование резерва одним из описанных способов — индивидуальным или групповым. В резерв включают разницу между фактической себестоимостью и чистой стоимостью продажи.
Для фиксации порядка проведения оценки используется учётная политика. Резерв под обесценение запасов всегда формируют по единым правилам, чтобы избежать искажения данных в бухгалтерской отчётности.
Автоматизируйте рутинные учётные операции с Buhinformer. Забудьте, что часами сидели за регистрами и бухгалтерскими отчётами. Теперь всё займёт минимум времени и не понадобится помощь сторонних специалистов. Выделяйте личные ресурсы на важные бизнес-задачи, выполнение которых развивает предприятие и приближает достижение стратегических целей.
Определение текущей стоимости ценностей
Текущая стоимость материально-производственных запасов — цена, по которой компания сегодня может реализовать ценности.
Например, год назад предприятие купило цемент по 370 рублей за килограмм. Сегодня, ориентируясь на предложения оптовых поставщиков, реализовать запасы можно по 270 рублей. Следовательно, произошло обесценение, нужно формировать резерв.
Наравне с анализом среднерыночных цен пользуются:
- сводками из отраслевых изданий;
- данными открытых статистических источников — например, Росстата;
- оценками независимых экспертов.
Предприятия используют один из методов, который установлен в учётной политике.
Определение размера резервов
Порядок определения величины резерва:
- Одним из описанных способов определяют рыночную стоимость запасов.
- Рыночную стоимость запасов корректируют на затраты, которые понесут при реализации МПЗ.
- Полученную чистую стоимость продажи сравнивают с фактической себестоимостью.
- Формируют резерв на разницу между двумя показателями, если ЧСП < ФС.
Рассмотрим пример расчета резерва под обесценение запасов. В 2022 году компания «Адванс» оптом купила электрические лобзики для розничной реализации — за 5500 рублей / шт. В 2023 году на складе осталось 70 единиц инструмента. Текущая рыночная стоимость — 4300 рублей. Организация формирует резерв на разницу между ФС и ЧСП: (5500 – 4300) х 70 = 84 000 рублей.
Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы автоматизировать бухгалтерский учёт. Система самостоятельно выполнит рутинные операции — вам останется своевременно подать отчёты в налоговую инспекцию. Вы справитесь без штатного бухгалтера, сократите расходы предприятия и повысите рентабельность деятельности.
Порядок восстановления резерва
Среднерыночная стоимость материальных запасов может увеличиться. Тогда предприятие проводит полное или частичное восстановление резерва под обесценение запасов. Порядок восстановления аналогичен формированию: фактическую себестоимость сравнивают с актуальной чистой среднерыночной ценой.
Вернёмся к примеру фирмы «Адванс». Представим, что электрические лобзики подорожали до 5000 рублей. Рассчитываем актуальную величину резерва: (5500 – 5000) х 70 = 35 000 рублей. Чтобы определить сумму восстановления, найдём разницу между предыдущим и текущим значениями: 84 000 – 35 000 = 49 000 рублей.
Проводки по резерву под обесценение запасов
Для отражения использования сформированного резерва используют счета:
- 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».
- 90 «Продажи».
- 91 «Прочие доходы и расходы».
При формировании резерва составляют проводку: Дт 90 (91) / Кт 14. Полное или частичное восстановление отражают обратной записью: Кт 14 / Дт 90 (91).
Если компания продаёт материально-производственные запасы, по которым сформирован резерв, составляют несколько записей:
Таким образом, организации регулярно проводят создание резерва под обесценение запасов. Для этого ответственные специалисты анализируют среднерыночные цены на аналогичные МПЗ. На этом задачи не заканчиваются: МПЗ могут вновь подорожать, тогда проводят полное или частичное восстановление резерва.
В бухгалтерском учёте формируют проводки, которые отражают создание, восстановление и списание резерва. Благодаря ответственному подходу, предприятия предоставляют достоверные сведения о материальном положении — у заинтересованных лиц, включая налоговую инспекцию, не возникают лишние вопросы.
Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы автоматизировать бухгалтерский учёт организации. Система самостоятельно учтёт данные первичной документации, разнесёт сведения по регистрам и подготовит итоговые отчёты для налоговой инспекции. Вы справитесь с задачами без штатного бухгалтера и сократите расходы на фонд оплаты труда.