Большинство предпринимателей начинают бизнес с регистрации ИП. В отличие от юридического лица, оформление статуса индивидуального предпринимателя требует меньше документов и освобождает от сдачи бухгалтерской отчётности. Несмотря на простоту и оперативность, ИП следует заранее спланировать возможные расходы.
В этой статье вы узнаете, сколько стоит открыть ИП, к каким прочим расходам подготовиться и когда необходимо оформление лицензий и разрешений.
Цена за регистрацию ИП под ключ
Сколько стоит оформить ИП под ключ: 0 рублей.
Специалисты Buhinformer помогут бесплатно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя — без поездок в налоговую инспекцию и очередей. Они подготовят документы, выберут коды ОКВЭД, определят оптимальную систему налогообложения и расскажут о регистрации контрольно-кассовой техники (ККТ).
Бонусы для клиентов:
- электронная подпись, которая пригодится для ЭДО, сдачи отчётов и участия в тендерах;
- доступ к интернет-бухгалтерии, которая автоматизирует рутинные операции и доступна из любой точки мира;
- помощь в открытии расчётного счёта — специалисты выберут банк с выгодным обслуживанием.
ИП получают купоны на продвижение в ВК, бонусы в Яндекс. Бизнесе и бесплатное размещение вакансий на площадке SuperJob. Воспользуйтесь услугой, чтобы с первого раза зарегистрировать ИП и сразу приступить к развитию бизнеса.
Порядок регистрации ИП
Порядок регистрации включает две стадии: подготовительную и основную. Каждая состоит из нескольких этапов. Они варьируются в зависимости от планируемой деятельности, региона и кадровых возможностей.
Подготовительный
Потенциальные расходы: 0 рублей.
До подготовки и подачи документов на получение статуса ИП:
1. Выберите способ регистрации. Оптимальный вариант — «регистрация ИП под ключ» от Buhinformer. Это не только бесплатно, но и выгодно в будущем: клиенты получают бонусы на продвижение, льготные доступы к полезным бизнес-сервисам и электронную подпись.
Альтернативные варианты:
- самостоятельно подготовить и подать документы в ИФНС по месту регистрации или МФЦ;
- обратиться к нотариусу, который подготовит и удалённо подаст документы в налоговую инспекцию;
- отправить документы заказным письмом через Почту России;
- онлайн-подача документов на сайте ФНС или через Госуслуги.
2. Выберите коды ОКВЭД. Они отражают сферу деятельности. Например, «46.76.3» — оптовая торговля пластмассами и резиной, а «17.12» — производство бумаги и картона.
Выбирают основной вид деятельности и дополнительные. Первый — тот, который будет приносить больше всего выручки. Основной вид деятельности может быть только один.
Количество дополнительных направлений не ограничено — разрешено внести хоть все коды из справочника. Но лучше выбрать реальные и планируемые направления, чтобы потом не вносить изменения в ЕГРИП. Важное правило: в заявлении на регистрацию разрешено указывать коды, состоящие минимум из четырёх знаков.
Проконсультируйтесь с экспертами, если затрудняетесь с выбором кодов. От них также зависит получение льгот, субсидий и налоговых каникул.
3. Выберите систему налогообложения. После регистрации ИП ставят на учёт по общему режиму, на котором платят НДФЛ и НДС. Обычно рассматривают патентную или упрощённую систему налогообложения, так как на ОСНО высокая налоговая нагрузка — он рассчитан на крупный бизнес.
Чтобы выбрать оптимальный вариант, рассчитывают потенциальные налоги по плановым доходам и расходам. Последние узнают из маркетинговых исследований, отчётов конкурентов и в других источниках, которые отражают среднеотраслевые показатели.
Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы подготовиться к регистрации ИП. Проконсультируйтесь с квалифицированными специалистами платформы, чтобы подобрать оптимальные коды ОКВЭД и систему налогообложения. Это позволит сократить бюджетную нагрузку и воспользоваться государственными льготами.
Основной
Потенциальные расходы: от 0 до 4000 рублей.
На этой стадии:
1. Подготовьте документы:
- паспорт и нотариально заверенная копия;
- копия ИНН при наличии. Если нет, налоговая инспекция оформит идентификатор при постановке на учёт;
- заполненное заявление Р21001, форма которого утверждена приказом ФНС России от 31 августа 2020 года № ЕД-7-14/617@. Правила заполнения описаны в приложении 13;
- квитанция об уплате государственной пошлины в размере 800 рублей. Её не платят, если подают документы через интернет, МФЦ или нотариуса;
- заполненное заявление о переходе на УСН, если не хотите работать на общем режиме. Актуальная форма утверждена приказом ФНС России от 2 ноября 2012 года № ММВ-7-3/829@.
Заявление о переходе на УСН разрешено подать в течение месяца после регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. После перейти на упрощёнку можно только с начала следующего года.
Если планируете отправить в налоговую инспекцию представителя, подготовьте нотариально заверенную доверенность.
В зависимости от сферы деятельности требуются дополнительные документы. Например, несовершеннолетние предприниматели предоставляют разрешение на получение статуса ИП от родителей или опекунов. Если деятельность связана с несовершеннолетними детьми, в ИФНС требуют справку об отсутствии судимостей — выдает МВД.
2. Подайте документы в ИФНС. При подаче документов через сайт ФНС, Госуслуги, МФЦ или нотариуса необязательно знать реквизиты инспекции. Сведения автоматически направят в регистрирующий орган.
Если планируете подавать документы лично или через представителя, уточните адрес регистрирующего органа по месту прописки. Быстрее всего — воспользоваться поиском в интернете или обратиться на горячую линию Федеральной налоговой службы. Также на сайте ФНС есть удобный сервис.
Для подачи документов через Госуслуги или сайт ФНС используют электронную подпись, которую можно получить бесплатно в ближайшем отделении ФНС или за дополнительную плату в удостоверяющем центре. В первом случае предварительно покупают USB-токен. ЭЦП пригодится в дальнейшей деятельности — для электронного документооборота, сдачи отчётов, участия в тендерах и т. п.
3. Получите документы о регистрации. Специалисты налоговой инспекции рассматривают документы в течение трёх рабочих дней. Если нет ошибок и поводов отказать в регистрации, ИП направляют:
- лист записи ЕГРИП;
- уведомление о постановке на налоговый учёт.
Документы всегда отправляют на электронную почту, которая указана в заявлении Р21001. Однако, по заявлению индивидуального предпринимателя выдают бумажные экземпляры.
Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы оперативно и без ошибок подготовить документы для регистрации ИП. Система автоматизирует заполнение бланков и укажет на возможные ошибки. Это минимизирует риск отказа и повторной подачи документов, которая отнимает ценное время и тормозит запуск бизнеса.
Прочие расходы при регистрации ИП
Потенциальные расходы: от 22 000 до 72 000 рублей.
После окончания основного этапа предпринимателя ставят на учёт и он получает право вести деятельность. Но на практике для заключения сделок нужны дополнительные операции, которые снимут ограничения и позволят работать в соответствии с законодательными требованиями.
На этой стадии:
1. Отправьте уведомление о деятельности ИП. Предприниматель уведомляет контролирующие органы, что собирается начать работать в конкретной сфере. Требование распространяется не на всех. Информацию направляют ИП, чья деятельность входит в перечень из постановления Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 584.
Например, если ИП открывает точку общепита, то сдаёт уведомление в Роспотребнадзор. В документе указывают дату открытия, адрес оказания услуг и конкретный вид деятельности.
2. Откройте расчётный счёт. По закону индивидуальным предпринимателям разрешено работать без расчётного счёта. Однако, это ограничивает возможности.
Во-первых, при работе с другими ИП или ООО по одному договору возможен расчет наличными только на 100 000 рублей. Дробление сделок на несколько соглашений — плохой вариант. При проверке инспекторы ИФНС легко выявят факт нарушения, объединят документы и оштрафуют за несоблюдение правил обращения с наличными.
Во-вторых, это усложняет взаимодействие с клиентами. Без расчётного счёта нельзя установить терминал для оплаты банковскими картами. Не каждый покупатель пользуется наличными и захочет тратить время на перевод денег с карты на карту. Отсутствие терминала уменьшит привлекательность в глазах потребителей и сократит прибыльность бизнеса.
Лучше открыть расчётный счёт — сегодня банки берут за обслуживание до 500-1000 рублей в месяц.
3. Зарегистрируйте контрольно-кассовую технику. В 2023 году практически все предприниматели должны работать с онлайн-кассой. Исключение сделано для ИП, которые:
- применяют «Налог на профессиональный доход» (самозанятость);
- работают на патентной системе налогообложения, а деятельность входит в перечень;
- продают журналы и газеты;
- работают в труднодоступных местах;
- не работают с наличными — все платежи проводят по расчётному счёту.
Остальные до начала деятельности покупают:
- онлайн-кассу — от 20 до 60 тысяч рублей в зависимости от модели и функциональности;
- фискальный накопитель для ККТ — от 3 до 7 тысяч рублей в зависимости от модели и срока действия.
Чтобы сократить расходы, можно арендовать ККТ или использовать облачную онлайн-кассу. Однако, эти варианты подойдут не для всех направлений бизнеса.
4. Получите печать и электронную подпись. По закону ИП могут работать без печати. Но она настолько вошла в обиход, что некоторые организации с недоверием относятся к ИП из-за отсутствия печати. Лучше оформить печать — это обойдётся в 500-1000 рублей.
Электронная подпись тоже не обязательна, но очень удобна. Она позволяет:
- наладить ЭДО с контрагентами;
- удаленно сдавать отчёты и декларации;
- участвовать в государственных закупках и тендерах;
- подавать заявления и иски в суды;
- и многое другое.
ЭЦП бесплатно оформляют в ФНС, но предварительно нужно купить USB-токен за 2000-3000 рублей. Или обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр — у них есть токены, они быстро оформляют сертификаты и оказывают дальнейшую поддержку. Это обойдется в 4-5 тысяч рублей.
Если планируете нанимать сотрудников, уведомлять СФР и вставать на учёт как работодатель не нужно. Ведомство узнает об этом, когда вы сдадите первый отчёт ЕФС-1 о приёме работника.
Используйте в работе современные инструменты, которые автоматизируют рутину и минимизируют вероятность ошибок. Сервис Buhinformer возьмет на себя расчёт налогов и заполнение деклараций — вам останется вовремя выполнять обязательства. Это сократит расходы на фонд оплаты труда и позволит реинвестировать сэкономленные деньги в развитие бизнеса.
Получение лицензии и разрешений
Потенциальные расходы: от 7500 рублей.
Некоторые виды деятельности требуют получения лицензии. Полный перечень направлений утверждён статьей 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ. Документ оформляют до начала деятельности, стоимость для большинства направлений — 7500 рублей (статья 333.33 НК РФ).
В некоторых сферах одной лицензии недостаточно. Иногда для её получения требуется дополнительная подготовка. Например, для фармацевтического направления — подготовить помещение, для образовательной деятельности — разработать собственные обучающие программы и т. п.
На патентной системе налогообложения сперва покупают патент — разрешение, которое учитывает особенности бизнеса и определяет величину налога. Стоимость зависит от характеристик — торговой площади, единиц оборудования, количества сотрудников и т. п. На сайте ФНС есть калькулятор, который удобен при прогнозировании расходов.
Сколько стоит регистрация ИП:
Стадия | Примерные расходы, руб. |
Подготовительный | 0 |
Основной | до 4000 |
Дополнительный | от 22 000 до 72 000 |
Прочие расходы | от 7500 |
Итого | до 100 000 |
Представленная стоимость регистрации ИП — ориентир, который можно использовать для подготовки стартового капитала. Рассчитать точную сумму невозможно, так как каждый случай индивидуален. Все зависит от региона ИП, направления деятельности, кадровых потребностей и других особенностей.
Воспользуйтесь услугой «регистрация ИП под ключ» от Buhinformer. Это оптимальный вариант, который позволяет бесплатно оформить статус индивидуального предпринимателя и получить приятные бонусы. Вы получите поддержку экспертов, которые ответят на вопросы и помогут разобраться в сложной ситуации.