Если у компании нет денег для погашения обязательств, пользуются альтернативными инструментами. Например, некоторые организации выдают контрагентам вексели. В России этой практикой пользуются редко, но бухгалтер все равно должен знать порядок отражения данных.
В этой статье вы узнаете, как фиксируют вексель в бухгалтерском учёте, какие проводки используют и на что влияют разновидности ценной бумаги.
Что такое вексель
Вексель — это ценная бумага (ЦБ), по которой первая сторона обязана перечислить второй деньги, например, за товары или услуги. Величину выплаты называют номиналом документа.
Учёт векселей имеет особенности, которые важны при расчёте налоговых обязательств. Далее подробно поговорим о содержании ЦБ и проводках.
Вексель — альтернатива договору займа, он может быть процентным или беспроцентным. В первом случае кредитор даёт дебитору отсрочку по обязательствам, за что получает дополнительный доход.
Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы автоматизировать учёт векселей в бухгалтерском учёте. Система самостоятельно определит характер операции, сформирует проводки и подготовит отчётность для налоговой службы. Вы сократите расходы на штатного бухгалтера и ускорите развитие бизнеса сэкономленными средствами.
Классификация векселей
Федеральный закон от 11 марта 1997 года № 48-ФЗ выделяет две категории векселей:
- Простой — документ, по которому векселедатель (лицо, которое оформило ценную бумагу) выплачивает установленную сумму векселедержателю (лицу, которое получило документ) или иному лицу по указанию кредитора.
Документ применяют, когда одна фирма приобретает товары, работы или услуги, но не может сразу расплатиться. Вексель заменяет договор займа или рассрочку — определяет срок, в который покупатель обязан рассчитаться с поставщиком.
- Переводной — ценная бумага, по которой платит не составитель, а третье лицо.
Например, компания обеспечивает векселем полученную партию товаров. Но плательщиком по документу указывает не себя, а своего должника — ИП, юридическое или физическое лицо.
Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы автоматизировать учёт векселей в бухгалтерии предприятия. Система самостоятельно составит проводки, включит номинал ценной бумаги в баланс и напомнит о сроках предоставления результирующих сведений в налоговую службу.
Реквизиты векселей
Вексели составляют только на бумаге — обычном листе формата А4 (статья 4 Федерального закона от 11 марта 1997 года № 48-ФЗ).
В документе указывают:
- наименование «вексель» на языке составления ценной бумаги, дату и место составления документа;
- предложение выплатить определённую сумму — формулировка подтверждает, что векселедатель перечислит средства без ограничений;
- наименование, реквизиты плательщика;
- срок платежа;
- место, в котором передают деньги;
- наименование, реквизиты получателя денег — по желанию кредитору разрешено указать третье лицо;
- подпись векселедателя.
Без соблюдения обязательных реквизитов суд признает документ долговой распиской и откажет в удовлетворении требований. Но есть послабления:
- разрешено не указывать дату платежа. Тогда средства выплачивают в любой момент по предъявлению документа — через неделю, месяц или несколько лет;
- можно не уточнять место платежа, им признают адрес плательщика;
- разрешено не указывать место выдачи, им признают адрес векселедателя.
Ошибка в сумме платежа не критична. В спорной ситуации руководствуются величиной, которая указана прописью в скобках.
Передачу векселя подтверждают актом, иногда составляют отдельный договор для уточнения деталей. Например, кто из ответственных лиц кредитора получил документ.
Не знаете, как учесть полученный от контрагента вексель? Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы не разбираться в законодательных нюансах. Система проверит достоверность данных и укажет на возможные неточности, чтобы вы своевременно исправили ошибки и избежали крупных штрафов от налоговой службы.
Бухгалтерский учёт полученных векселей
Векселя полученные в балансе отражают с учётом разновидности. Мы подготовили несколько примеров — сохраните их, чтобы воспользоваться как шпаргалкой в нужный момент.
Собственный вексель
Собственный вексель покупателя или заказчика отражают по счёту 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками». Для уточнения данных открывают субсчёт 03 «Векселя полученные».
Например, компания «Адванс» 10 ноября 2022 года отгрузила контрагенту «Рубеж» 15 куб. м пиломатериала на сумму 262 500 рублей с учётом НДС — 43 750 рублей. Покупатель передал поставщику собственный вексель с номиналом по величине партии продукции — 262 500 рублей. Срок погашения — 09.12.2022 г.
Учёт векселей в бухгалтерском учёте — проводки:
Не знаете, как отразить векселя полученные в балансе? Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы составить проводки без ошибок и подготовить бухгалтерскую отчётность для ФНС. Система автоматизирует рутинные операции и выявляет возможные ошибки, чтобы вы избежали штрафов и споров с налоговой инспекцией.
Вексель, оформленный третьим лицом
Покупателям и заказчикам разрешено рассчитываться с контрагентами векселями, которые для них оформили сторонние организации. Иными словами, перекладывать обязательства третьих лиц в счёт своих.
Например, фирма «Рубеж» покупает пиломатериалы у «Адванс», чтобы изготовить ящики. Затем продаёт готовую продукцию контрагенту «Генерио», который рассчитывается векселем. Следующую поставку пиломатериалов «Рубеж» оплачивает векселем, который составила фирма «Генерио». От неё «Адванс» получил оплату за отгруженные пиломатериалы.
При отражении операций в бухгалтерском учёте смотрят, является ли полученная ценная бумага денежным эквивалентом.
Вексель — проводки:
1. Если доходный вексель признают денежным эквивалентом, документ отражают по счёту 58 «Денежные эквиваленты»:
2. Если доходный вексель — не денежный эквивалент, используют субсчёт 58.2 «Долговые ценные бумаги». Получение ценной бумаги отражают проводкой: Дт 58.2 / Кт 62.
3. Бездоходные вексели отражают по субсчёту 76.5 «Полученные векселя». Приобретение векселя — проводки:
Не знаете, как правильно отразить векселя в бухгалтерском учёте? Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы избежать ошибок и сэкономить на зарплате штатного бухгалтера. Система автоматизирует рутинные операции, проверяет достоверность исходных сведений и напоминает о сроках предоставления отчётности в налоговую инспекцию.
Бухучёт векселей при выдаче поставщику
Переданный поставщику или исполнителю вексель отражают по счёту 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». Чтобы уточнить информацию, открывают субсчёт 03 «Векселя выданные».
Вернёмся к примеру компаний «Адванс» и «Рубеж» с отгрузкой пиломатериалов. Ранее рассмотрели учёт векселя у поставщика.
Вексель — проводки в бухучёте у покупателя:
Не знаете, как учесть векселя выданные в балансе? Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы не тратить время на изучение нюансов и законодательных требований. Система автоматизирует рутинные операции — вы справитесь с ними, даже если раньше не сталкивались с подобными задачами.
Приобретение и продажа векселей
Некоторые компании инвестируют свободные средства в покупку векселей банков-эмитентов. Крупные кредитные организации считают надёжным источником для вложения свободных средств.
Порядок отражения операции зависит от обстоятельств. Доходные ценные бумаги отражают на субсчетах счёта 58 «Финансовые вложения»:
- документы, которые будут погашены или использованы для оплаты товаров, работ, услуг третьих лиц в течение трёх месяцев, отражают по субсчёту «Денежные эквиваленты»;
- если компания планирует хранить документ дольше трёх месяцев, используют субсчёт «Ценные бумаги».
После покупки векселя организация имеет право:
- Продать ценную бумагу. Проводки:
- Погасить ценную бумагу. Проводки:
Вексель — ценная бумага, которая обязывает первую сторону выплатить средства второй в установленный срок. Документ используют как альтернативу договору займа, когда у контрагента нет возможности выполнить обязательства прямо сейчас. Получателю векселя разрешено передавать документ третьим лицам в счёт оплаты своих обязательств.
Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы правильно учесть векселя полученные в балансе. Система проверит достоверность информации, укажет на возможные ошибки и напомнит о сроках предоставления отчётов в налоговую инспекцию. Вы избежите штрафов и быстрее достигнете стратегических целей.