Вне зависимости от масштабов и вида деятельности организации ведут бухгалтерский учёт, чтобы определять налоговые обязательства. Существует несколько видов БУ, которые отличаются по сложности и количеству документов.
В этой статье вы узнаете, какой бывает учёт, какие есть преимущества и недостатки у популярных форм и чем полезна автоматизация рутинных задач.
Какие бывают виды учёта
Форма (вид) бухгалтерского учёта — это установленная нормативно-правовыми актами система сбора и учёта данных о хозяйственной жизнедеятельности предприятия.
Предприятия самостоятельно выбирают подходящий вид с учётом масштабов организации, ежемесячного количества операций, особенностей сферы деятельности, профессионализма сотрудников и других факторов. Например, одни системы оптимальны для маленьких компаний, другие ориентированы на систематизацию больших объёмов данных.
Сегодня актуальны следующие системы:
- простая;
- мемориально-ордерная;
- журнально-ордерная;
- журнал-главный;
- упрощённая;
- автоматизированная.
Они отличаются составом первичной документации, регистрами, порядком отражения хозяйственных операций и степенью автоматизации. После определения предпочтительного вида выбранную форму отражают в учётной политике.
Далее рассмотрим основные виды учёта в бухгалтерском учёте, примеры, когда организациям стоит выбрать тот или иной вариант.
Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы автоматизировать бухгалтерский учёт любого вида. Система самостоятельно собирает и систематизирует данные, распределяет информацию по регистрам и формирует отчётность для налоговых органов. Вы справитесь с задачами без штатного бухгалтера, а сэкономленные средства потратите на развитие бизнеса.
Простой учёт
Простой учёт — это система без двойной записи с применением единого документа для фиксации информации (пункт 6.1 ПБУ 1/2008, который утверждён приказом Минфина России от 6 октября 2008 года № 106н).
Операции отражают в хронологическом порядке. Некоторые пользуются усовершенствованным вариантом — применяют учётные регистрации для оптимизации сведений. Например, пользуются ведомостью по основным средствам (форма № В-1), по затратам на производство (№ В-3) и другими.
Этот вариант разрабатывали для упрощения учёта операций. На практике он создаёт больше проблем, которые приводят к штрафам. Из-за обилия данных и минимальной систематизации бухгалтеры ошибаются в результирующих показателях, неверно определяют величину налоговых обязательств. Невозможна аналитика, без которой сложнее находить проблемные области и развивать предприятие.
Простая форма рекомендована фирмам, у которых не более 30 операций в месяц. Это небольшие производства, которые сотрудничают с компаниями и ИП и совершают до 5-7 отгрузок в месяц.
Не знаете, как наладить простой бухгалтерский учёт на предприятии? Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы сократить временные затраты на рутинные операции. Пока система учитывает и систематизирует данные, вы занимаетесь стратегическими задачами и развиваете бизнес.
Мемориально-ордерный вид учёта
Мемориально-ордерный вид похож на простую систему, так как данные отражают в едином документе — мемориальном ордере. Но информацию фиксируют в несколько этапов:
- На основании первички формируют мемориальный ордер, указывают счета по дебету и кредиту.
- Сортируют и распределяют ордера по регистрам.
- По ордерам формируют оборотную ведомость и Главную книгу.
Несмотря на наличие системы распределения данных, система остается сложной и неприменима на крупных предприятиях. Бухгалтерам сложно составлять отчётность по ордерам, высока вероятность ошибиться и неверно определить налоговые обязательства.
Некоторые пользуются хитростью: закрепляют номера за каждым ордером и агрегируют в нём данные по однородным операциям. Вместо множества документов получается единый за месяц. Это снижает временные затраты и нагрузку на работников.
Мемориально-ордерный вид учёта оптимален для небольших организаций, у которых минимум операций и низкая квалификация сотрудников. Зачастую с этим справляется и сам руководитель, даже если ранее он не работал с бухгалтерией.
Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы автоматизировать бухгалтерский учёт. Система учтёт данные, проверит достоверность информации и распределит сведения по регистрам. Вы в несколько кликов сформируете отчётность и отправите документы на проверку в налоговую инспекцию по телекоммуникационным каналам связи.
Журнально-ордерный вид учёта
В журнально-ордерном виде устранены недостатки мемориально-ордерного. В нём больше систематизации, ниже нагрузка на специалистов — упрощена подготовка отчётности. Вероятность ошибок снижена, организации достоверно определяют налоговые обязательства и избегают крупных штрафов.
Записи фиксируют последовательно — от ранней к поздней. Учитывают разновидности счетов, поэтому возможен раздельный синтетический и аналитический бухучёт. Главную книгу формируют по журналам, которые заполняют по первичной документации.
Поиск информации упрощён, так как журналы составляют по типам операций. Их ведут в течение месяца, затем открывают новый документ. Если использовать специальное программное обеспечение, работа отнимает минимум времени.
Журнал-главный
Упрощённый вариант журнально-ордерного типа. Он не делится на регистры, все операции хронологически фиксируют в едином документе. Если у компании несколько направлений деятельности или широкий ассортимент, форма затруднит подготовку отчётности и анализ результатов.
Этот вид оптимален для небольших фирм с ограниченным ассортиментом — 1-2 ключевых продукта и несколько вспомогательных. Должно быть несколько клиентов — если у компании 5-10 продаж в день, составление отчётности отнимет много времени, а вероятность ошибок будет высокой.
Если вы не разбираетесь в нюансах бухгалтерского учёта, воспользуйтесь сервисом Buhinformer. Система автоматизирует рутинные операции, проверит достоверность сведений и учтёт законодательные тонкости при формировании отчётов. Вы справитесь с задачами за несколько минут, а остальное время уделите развитию бизнеса.
Плюсы и минусы ордерных видов бухучёта
Преимущества и недостатки мемориально-ордерного вида:
Плюсы | Минусы |
Систематизация и группировка данных по типам операций | Нет деления по синтетическому и аналитическому учёту |
Формирование Главной книги по ордерам | Формирование отдельного ордера по каждой операции |
Фиксация операций в отдельных ордерах | Условная последовательность |
Преимущества и недостатки журнально-ордерного вида:
Плюсы | Минусы |
Последовательность операций — от ранних к поздним | Ручной учёт информации |
Разделение на синтетический и аналитический учёт | Объёмные регистры, в которых сложно оперативно найти нужные данные |
Журналы разделены по отчётным периодам |
Упрощённый учёт
Упрощённый учёт (УУ) разработали для малого бизнеса, некоммерческих организаций и резидентов «Сколково». Он освобождает от применения многочисленных реестров и двойной записи. Данные агрегируют в единой форме, по которой затем заполняют отчёты.
Упрощённый вид актуален для организаций с узким ассортиментом, минимумом клиентов и операций. Фиксация сведений в едином документе не затрудняет расчёт налоговых обязательств и анализ финансового состояния.
Пользователям УУ разрешено учитывать операции кассовым методом — в момент фактического поступления или перечисления денежных средств.
Автоматизированный учёт
Под автоматизированным учётом понимают применение специального программного обеспечения, которое упрощает систематизацию и проверку достоверности данных. Его выбирает большинство современных организаций вне зависимости от масштабов, сферы деятельности и количества операций. В маленьких фирмах он сокращает расходы на зарплату штатного бухгалтера.
Таким образом, в России бухгалтерский учёт представлен несколькими разновидностями. Они отличаются сложностью, количеством применяемых документов и регистров. Предприятия выбирают форму по собственному усмотрению с учётом объема операций, кадровых и технических ресурсов. Применяемый вид фиксируют в учётной политике.
Испытываете сложности с ведением бухгалтерского учёта? Делегируйте рутинные задачи автоматизированной системе Buhinformer, которая систематизирует данные, проверит достоверность информации и подготовит отчётность для ФНС. С ней вы потратите значительно меньше времени и избежите крупных штрафов от налоговой инспекции.