Виды бухучёта

Вне зависимости от масштабов и вида деятельности организации ведут бухгалтерский учёт, чтобы определять налоговые обязательства. Существует несколько видов БУ, которые отличаются по сложности и количеству документов.

В этой статье вы узнаете, какой бывает учёт, какие есть преимущества и недостатки у популярных форм и чем полезна автоматизация рутинных задач.

 

Какие бывают виды учёта 

 

Форма (вид) бухгалтерского учёта — это установленная нормативно-правовыми актами система сбора и учёта данных о хозяйственной жизнедеятельности предприятия.

Предприятия самостоятельно выбирают подходящий вид с учётом масштабов организации, ежемесячного количества операций, особенностей сферы деятельности, профессионализма сотрудников и других факторов. Например, одни системы оптимальны для маленьких компаний, другие ориентированы на систематизацию больших объёмов данных.

 

Сегодня актуальны следующие системы:

  • простая;
  • мемориально-ордерная;
  • журнально-ордерная;
  • журнал-главный;
  • упрощённая;
  • автоматизированная.

 

Они отличаются составом первичной документации, регистрами, порядком отражения хозяйственных операций и степенью автоматизации. После определения предпочтительного вида выбранную форму отражают в учётной политике.

 

Далее рассмотрим основные виды учёта в бухгалтерском учёте, примеры, когда организациям стоит выбрать тот или иной вариант.

 

Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы автоматизировать бухгалтерский учёт любого вида. Система самостоятельно собирает и систематизирует данные, распределяет информацию по регистрам и формирует отчётность для налоговых органов. Вы справитесь с задачами без штатного бухгалтера, а сэкономленные средства потратите на развитие бизнеса.

 

Простой учёт

 

Простой учёт — это система без двойной записи с применением единого документа для фиксации информации (пункт 6.1 ПБУ 1/2008, который утверждён приказом Минфина России от 6 октября 2008 года № 106н). 

 

Операции отражают в хронологическом порядке. Некоторые пользуются усовершенствованным вариантом — применяют учётные регистрации для оптимизации сведений. Например, пользуются ведомостью по основным средствам (форма № В-1), по затратам на производство (№ В-3) и другими.

 

Этот вариант разрабатывали для упрощения учёта операций. На практике он создаёт больше проблем, которые приводят к штрафам. Из-за обилия данных и минимальной систематизации бухгалтеры ошибаются в результирующих показателях, неверно определяют величину налоговых обязательств. Невозможна аналитика, без которой сложнее находить проблемные области и развивать предприятие.

 

Простая форма рекомендована фирмам, у которых не более 30 операций в месяц. Это небольшие производства, которые сотрудничают с компаниями и ИП и совершают до 5-7 отгрузок в месяц.

 

Не знаете, как наладить простой бухгалтерский учёт на предприятии? Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы сократить временные затраты на рутинные операции. Пока система учитывает и систематизирует данные, вы занимаетесь стратегическими задачами и развиваете бизнес.

 

Мемориально-ордерный вид учёта

 

Мемориально-ордерный вид похож на простую систему, так как данные отражают в едином документе — мемориальном ордере. Но информацию фиксируют в несколько этапов:

  1. На основании первички формируют мемориальный ордер, указывают счета по дебету и кредиту.
  2. Сортируют и распределяют ордера по регистрам.
  3. По ордерам формируют оборотную ведомость и Главную книгу.

 

Несмотря на наличие системы распределения данных, система остается сложной и неприменима на крупных предприятиях. Бухгалтерам сложно составлять отчётность по ордерам, высока вероятность ошибиться и неверно определить налоговые обязательства.

 

Некоторые пользуются хитростью: закрепляют номера за каждым ордером и агрегируют в нём данные по однородным операциям. Вместо множества документов получается единый за месяц. Это снижает временные затраты и нагрузку на работников.

 

Мемориально-ордерный вид учёта оптимален для небольших организаций, у которых минимум операций и низкая квалификация сотрудников. Зачастую с этим справляется и сам руководитель, даже если ранее он не работал с бухгалтерией.

 

Воспользуйтесь сервисом Buhinformer, чтобы автоматизировать бухгалтерский учёт. Система учтёт данные, проверит достоверность информации и распределит сведения по регистрам. Вы в несколько кликов сформируете отчётность и отправите документы на проверку в налоговую инспекцию по телекоммуникационным каналам связи.

 

Журнально-ордерный вид учёта

 

В журнально-ордерном виде устранены недостатки мемориально-ордерного. В нём больше систематизации, ниже нагрузка на специалистов — упрощена подготовка отчётности. Вероятность ошибок снижена, организации достоверно определяют налоговые обязательства и избегают крупных штрафов.

 

Записи фиксируют последовательно — от ранней к поздней. Учитывают разновидности счетов, поэтому возможен раздельный синтетический и аналитический бухучёт. Главную книгу формируют по журналам, которые заполняют по первичной документации.

 

Поиск информации упрощён, так как журналы составляют по типам операций. Их ведут в течение месяца, затем открывают новый документ. Если использовать специальное программное обеспечение, работа отнимает минимум времени. 

 

Журнал-главный

 

Упрощённый вариант журнально-ордерного типа. Он не делится на регистры, все операции хронологически фиксируют в едином документе. Если у компании несколько направлений деятельности или широкий ассортимент, форма затруднит подготовку отчётности и анализ результатов. 

 

Этот вид оптимален для небольших фирм с ограниченным ассортиментом — 1-2 ключевых продукта и несколько вспомогательных. Должно быть несколько клиентов — если у компании 5-10 продаж в день, составление отчётности отнимет много времени, а вероятность ошибок будет высокой.

 

Если вы не разбираетесь в нюансах бухгалтерского учёта, воспользуйтесь сервисом Buhinformer. Система автоматизирует рутинные операции, проверит достоверность сведений и учтёт законодательные тонкости при формировании отчётов. Вы справитесь с задачами за несколько минут, а остальное время уделите развитию бизнеса.

 

Плюсы и минусы ордерных видов бухучёта

 

Преимущества и недостатки мемориально-ордерного вида:

 

Плюсы Минусы
Систематизация и группировка данных по типам операций Нет деления по синтетическому и аналитическому учёту
Формирование Главной книги по ордерам Формирование отдельного ордера по каждой операции
Фиксация операций в отдельных ордерах Условная последовательность

 

Преимущества и недостатки журнально-ордерного вида:

 

Плюсы Минусы
Последовательность операций — от ранних к поздним Ручной учёт информации
Разделение на синтетический и аналитический учёт Объёмные регистры, в которых сложно оперативно найти нужные данные
Журналы разделены по отчётным периодам

 

Упрощённый учёт

 

Упрощённый учёт (УУ) разработали для малого бизнеса, некоммерческих организаций и резидентов «Сколково». Он освобождает от применения многочисленных реестров и двойной записи. Данные агрегируют в единой форме, по которой затем заполняют отчёты.

 

Упрощённый вид актуален для организаций с узким ассортиментом, минимумом клиентов и операций. Фиксация сведений в едином документе не затрудняет расчёт налоговых обязательств и анализ финансового состояния.

Пользователям УУ разрешено учитывать операции кассовым методом — в момент фактического поступления или перечисления денежных средств.

 

Автоматизированный учёт

 

Под автоматизированным учётом понимают применение специального программного обеспечения, которое упрощает систематизацию и проверку достоверности данных. Его выбирает большинство современных организаций вне зависимости от масштабов, сферы деятельности и количества операций. В маленьких фирмах он сокращает расходы на зарплату штатного бухгалтера.

 

Таким образом, в России бухгалтерский учёт представлен несколькими разновидностями. Они отличаются сложностью, количеством применяемых документов и регистров. Предприятия выбирают форму по собственному усмотрению с учётом объема операций, кадровых и технических ресурсов. Применяемый вид фиксируют в учётной политике.

 

Испытываете сложности с ведением бухгалтерского учёта? Делегируйте рутинные задачи автоматизированной системе Buhinformer, которая систематизирует данные, проверит достоверность информации и подготовит отчётность для ФНС. С ней вы потратите значительно меньше времени и избежите крупных штрафов от налоговой инспекции.

 


Адреса и контакты

Адрес: 125167, Россия, г. Москва, Садовническая набережная, 79, офис 8

Телефон для связи: +7 (904) 075-41-91

Почта: info@buhinformer.ru